Тарифы на связь пока не вырастут

Ин­форма­ци­он­но-ана­лити­чес­кое агентство Content Review прог­но­зирует рост стои­мос­ти ус­луг свя­зи в 2021 г. По его дан­ным, в те­чение го­да та­кой рост сос­та­вит 15-16%. Дру­гие эк­спер­ты сог­ласны: опе­рато­ры под­ни­мут та­рифы на связь, воз­можно, пос­те­пен­но. Мин­цифры и ФАС не ви­дят ос­но­ваний для по­выше­ния цен, а опе­рато­ры тем вре­менем оце­нивают ак­ту­аль­ность дей­ствую­щих та­рифов и в са­мое бли­жай­шее вре­мя обе­щают их не по­вышать.

Согласно прогнозу Content Review, в течение 2021 г. услуги связи подорожают на 15-16%, однако рост будет неравномерным: базовые услуги, включая голосовые звонки и интернет, на тарифах нижней ценовой категории подвергнутся корректировке в меньшей степени, нежели тарифы средней и высокой категории. Content Review предсказывает, что операторы будут компенсировать выпадающие доходы и дополнительные расходы на законодательные инициативы государства через сопутствующие услуги и корпоративные контракты. Как подсчитало аналитическое агентство, совокупно ежегодные расходы операторов на исполнение законодательных инициатив в случае их принятия в текущей конфигурации могут превысить 200 млрд руб.

В Content Review считают, что главным фактором, повлиявшим на динамику доходов операторов, стала пандемия коронавируса и последовавшие за ней режим самоизоляции, финансовый кризис, волатильность курса национальной валюты и общая неопределенность. "Некоторые статьи доходов операторов не смогут восстановиться в объемах даже 2019 г. - например, услуги международного роуминга. В 2021 г. негативные последствия могут быть ослаблены в первую очередь за счет вакцинации населения и снятия ограничений", - предполагает агентство. Content Review оценило финансовый ущерб мобильных операторов в 2020 г. в 30 млрд руб.

Аналитики агентства отмечают, что реализация "пакета Яровой" и "суверенного интернета" продолжает буксовать, пандемия коронавируса лишь замедлила данный процесс. В конце 2020 г. этот блок инициатив дополнился требованием государства от операторов использовать лишь отечественное ПО и оборудование в строительстве сетей 5G. "Социальный интернет" - инициатива, выдвинутая президентом РФ, была направлена на предоставление бесплатного и безусловного доступа к сайтам государственного значения - "Госуслугам", сайтам муниципалитетов и других органов власти. Однако в профильном министерстве данная инициатива трансформировалась в требование предоставить бесплатный доступ к коммерческим сайтам и сервисам. Операторы связи оценили реализацию данной инициативы в формате, предлагаемом министерством, в 150 млрд руб. в год, что составляет до 10% выручки операторов. В случае принятия инициативы по использованию Единой биометрической системы (ЕБС), которая направлена на поддержку "Ростелекома", потери от ее внедрения операторы оценивают в 10 млрд руб. в год.

Content Review также отметило, что частоты для запуска 5G в России так и не были выделены. При этом государство отказывается выделять частоты в диапазоне C-Band. Выделение частот в иных диапазонах приведет к увеличению расходов на создание инфраструктуры из-за необходимости использования нестандартного оборудования. В докладе, подготовленном операторами связи, посвященном сравнительному анализу развития 5G в разных частотных диапазонах, убыток от использования предложенных государством частот оценивается в 354 млрд руб. в ближайшие 10 лет, что составит более 30 млрд руб. ежегодно.

Совокупно ежегодные расходы операторов на исполнение законодательных инициатив в случае их принятия в текущей конфигурации могут превысить 200 млрд руб. "В связи с отсутствием государственного финансирования и отказом правительства как-либо компенсировать расходы операторов на исполнение новых законов и инициатив, операторы будут вынуждены поднимать цены на услуги, - уверены в Content Review. - Наибольший рост расходов ожидает абонентов в основном на тарифах с абонентской платой от 500 руб. до 900 руб. и клиентов, приобретающих услуги операторов для обеспечения удаленного режима работы, включая облачные услуги".

"Среди всех факторов, повлиявших на выручку операторов, стоит особо выделить пандемию, уничтожившую выручку от ретейла и роуминга, и стремление отдельных чиновников внедрить разумные инициативы в популистском ключе, когда за "бесплатное" заплатят сами абоненты, как это уже было в прошлом при "отмене" роуминга, - комментирует руководитель Content Review Сергей Половников. - Операторы связи сегодня являются одними из немногих компаний, не получающих финансирования и компенсаций из бюджета РФ, а потому любые новые инициативы законодателей и правительства будут оплачены абонентами и клиентами операторов, хотят они того или нет".

Операторы сотовой связи обещают не повышать тарифы. Однако используют в комментариях фразы "пока" и "в самое ближайшее время".

Пресс-служба ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн) сообщила корреспонденту ComNews, что оператор не планирует в самое ближайшее время повышения тарифов на услуги. "Наше текущее актуальное предложение по тарифам "Связь Z" дает возможность самому клиенту выбрать те услуги, которые ему больше нужны и платить только за них. В целом с учетом результатов экономической деятельности операторов корректировка цен как в сторону увеличения, так и снижения - это стандартная рыночная практика", - пояснила пресс-служба "Билайна".

Представитель пресс-службы ПАО "МегаФон" отметил, что в течение непростого для всех прошлого года оператор не повышал тарифы, более того, предлагал в рамках существующих тарифов бесплатные опции и дополнительные возможности, которые позволяют быть на связи, - безлимитные мессенджеры, внутрисетевые звонки, доступность связи при нулевом балансе. "В прошлом году операторы действительно столкнулись с рядом негативных факторов: сокращение выручки от роуминга достигало 90%, розничные продажи сокращались - в период пандемии количество посетителей в салонах связи снижалось на 24%. В настоящее время мы оцениваем актуальность действующих тарифов. Мы продолжим поддерживать высокое качество оказываемых услуг и инвестировать в развитие сети", - объяснила пресс-служба "МегаФона".

"Tele2 пока не планирует пересматривать стоимость тарифов. Напомним, что цены на услуги операторов в России по-прежнему одни из самых низких в мире. Гарантом от излишнего повышения стоимости услуг для абонентов всегда является высокая конкуренция на отечественном телеком-рынке", - прокомментировала пресс-служба Tele2 (ООО "Т2 Мобайл").

В ПАО "МТС" на запрос ComNews не ответили.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций не видит оснований для повышения цен на связь, однако только в январе 2021 г., и выражает надежду, что ФАС заблокирует повышение тарифов, если для этого не будет основания. Замглавы Минцифры России Олег Иванов сообщил: "Оснований для повышения тарифов в январе мы не видим. В России операторы обязаны публиковать тарифы на сайтах и информировать об их изменениях своих абонентов заранее. Никаких извещений об изменении тарифов на данный момент операторы не разместили. Все существенные повышения тарифов проходят согласование ФАС. Если оснований для их повышения нет, то операторы получают соответствующее предписание антимонопольной службы. В еженедельном режиме операторы также направляют в ФАС информацию о тарифах".

ФАС России также не видит оснований для роста тарифов на услуги связи на 15% в 2021 г. "Антимонопольная служба с марта 2020 г. ведет еженедельный мониторинг нагрузки на сети связи, проводимых мероприятий по доумощению сетей и цен (тарифов) на услуги связи с целью предотвращения, пресечения экономически необоснованного роста цен. В случае их экономически необоснованного повышения ФАС России принимает необходимые меры антимонопольного реагирования, предусмотренные Законом о защите конкуренции.

По результатам проведенного ведомством мониторинга по состоянию на январь 2021 г. ФАС России не обнаружила оснований для роста тарифов на услуги связи на 15% в 2021 г. Что касается повышения цен на соответствующие услуги в январе 2020 г., то ФАС России проводила анализ экономической обоснованности указанного повышения. Анализ показал, что основания для роста тарифов на услуги связи отсутствовали. Антимонопольная служба продолжает мониторинг ситуации на рынке услуг связи", - выпустила официальное заявление антимонопольная служба.

В конце прошлого года гендиректор "ВымпелКома" Александр Торбахов предметно обосновал экономическую целесообразность возможного повышения тарифов на связь. В декабре 2020 г. на предновогодней встрече со СМИ говорил: "Многолетняя гонка за долей рынка сотовой связи в России привела к тому, что у нас самый дешевый телеком на свете. ARPU в российских сетях мобильной связи и в 2010 г., и в 2020 г. составлял 350 р. А макароны дорожают каждый день".

Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин подтверждает прогнозы по росту тарифов в 2021 г.: "Цифра в целом релевантна и совпадает и с нашими прогнозами. Операторы получают основную выручку от абонентов своих услуг из трех основных сегментов - B2B, B2C и B2G. Поэтому чудес быть не может и дополнительные расходы будут перенесены на своих клиентов, пусть и не одномоментно, а в какие-то разные периоды - квартал, полугодие, в зависимости от конкурентной ситуации на каждом из региональных рынков связи", - считает Максим Савватин.

Руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Сonsulting Виталий Солонин отметил, что конкретную цифру назвать сложно, поскольку подорожание тарифов действительно происходит неравномерно. "Один из операторов мобильной связи повысил стоимость минуты междугородной связи на одном из архивных тарифов в девять раз - с 1 руб. до 9 руб. И это ударяет прежде всего по незащищенным слоям населения, людям с ограниченными возможностями, которые не могут пользоваться мессенджерами, например, - привел пример Виталий Солонин. - Потенциально, по оценкам J’son & Partners Consulting, к 2025 г. российские сотовые операторы могли бы заработать только на услугах связи на базе технологии 5G на вертикальных рынках около $500 млн, однако, к сожалению, рынок еще не готов к этому ни технологически, ни с точки зрения бизнес-модели. Поэтому самое простое для операторов - это "незаметно" поднять цены на связь".

Аналитики сходятся во мнении: удорожание сотовой связи может привлечь внимание абонентов к виртуальным операторам связи (MVNO). Максим Савватин подтверждает: "MVNO, действительно, могут частично перетянуть на себя небольшую часть клиентов, преимущественно лояльных банкам - операторам MVNO пользователей, так как тарифы могут быть привязаны к программам лояльности самих банков и позволят таким образом, например при определенных ежемесячных тратах по картам банка, получать скидку на мобильную связь. Но в этом случае не стоит забывать, что банки все равно оплачивают трафик основному партнеру - базовому оператору, который также может повысить межоператорские платежи, особенно если не выполняются изначальные планы с партнером - оператором MVNO".

Виталий Солонин согласен: повышение цен на краткосрочном временном лаге, действительно, может привести к небольшому оттоку абонентов к MVNO. "Однако виртуальные операторы находятся в прямой зависимости от своих хост-операторов, у которых покупают трафик, и поэтому их возможности к установлению более низких цен ограничены. Достаточно хост-оператору изменить в худшую сторону условия для своих MVNO, и последние будут вынуждены или снижать до минимума свою и без того небольшую маржу, или корректировать тарифы для своих абонентов", - пояснил Виталий Солонин.

Юлия Мель­ни­кова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Мобильная связь

Ключевые слова: тарифные планы, сотовая связь