Роуминг дорожает из-за снижения количества зарубежных поездок

Сравнение цен на роуминг у «Большой четверки» сотовых операторов в 2021 и 2022 годах показало существенный рост стоимости услуг. По подсчетам экспертов, рост составил от 5 до 40 процентов на базовые услуги, и от 40 до 60 процентов на дополнительные опции, позволяющие сократить расходы на связь за рубежом. Эксперты связывают рост цен со снижением количества зарубежных поездок и ростом стоимости оборудования для операторов.

Издание «КоммерсантЪ» сравнило расценки по услугам международного роуминга по основным сотовым операторам России с их предложениями 2021 года.

Сравнение показало, в среднем стоимость тарифов подросла на фоне начала спецоперации и введения зарубежных санкций.

Так, оператор «МегаФон» увеличил стоимость в сравнении с прошлогодними тарифами. В прошлом году оператор предлагал для популярных стран (Турция, Греция, Германия, Грузия и др.) по умолчанию пакет на 60 минут звонков и 1 Гб трафика за 399 рублей. Сейчас для абонентов в роуминге в популярных странах действует стоимость минуты голосового вызова – 69 рублей, в независимости от того, входящий звонок или исходящий, а 100 Кб трафика в зарубежных поездках будут стоить 6,9 рублей. Только после того, как пользователь израсходует по данным тарифам 599 рублей в течение суток, ему будет подключен бесплатный дополнительный пакет интернета и звонков: 60 минут и 1 Гб. По факту, при условии, что пользователь может израсходовать меньше трафика или минут, чем на искомую сумму (например, использовать только 100 Кб трафика на разговоры по мессенджерам и потратить при этом всего 6,9 рублей за сутки), данное предложение даже выгоднее для абонента. С другой стороны, если сравнивать именно пакетные предложения, то есть 60 минут и 1 Гб трафика по прошлогодним ценам в 399 рублей против 60 минут трафика и 1 Гб интернета + дополнительные звонки или трафик, на которые необходимо потратить 599 рублей (в среднем это примерно 8 минут разговоров и 600 Кб дата-трафика или 7 минут разговоров и 1,6 Гб даты), то разница очевидна не в пользу абонента.

МТС увеличила стоимость звонков по пользующимся спросом направлениям (например, Турция, Узбекистан, Южная Корея, Испания и др.) с 60 рублей за минуту до 85 рублей. Звонки в другие страны стоят 155 рублей. Опция «Забугорище» выросла с 390-450 рублей до 450-490 рублей, а опция «Ноль без границ», предоставляющая пакет из полутора часов входящих вызовов  возросла в цене со 125 рублей до 170 рублей. В МТС прокомментировали ситуацию так, что стоимость опции была увеличена еще в 2021 году, а «изменение цен на роуминг коснулось небольшого количества абонентов и было ниже уровня инфляции».

«Вымпелком» (билайн), предлагавший на популярных направлениях (Англия, Грузия, Турция и другие) аудиовызовы по стоимости 35 рублей, сейчас поднял цены до 45 рублей, а пакет трафика на 1 Гб с 350 рублей подорожал до 450 рублей. В «Вымпелкоме» сообщили, что условия менялись в апреле по причине нестабильного курса национальной валюты, а также сниженной цены оператора на фоне других игроков рынка.

Также с 8 июня возросли цены на разговоры в зарубежных поездках у Tele2 – так, звонки в Армении, Турции и Казахстане стали стоить 39 рублей за минуту вместо 15 рублей. В Tele2 не стали комментировать подорожание тарифов.

При этом глава Минцифры, Максут Шадаев от 20 августа сообщал, что повышение цен на услуги связи не должно стать ощутимым для абонентов и будет оставаться в рамках инфляции, что позволит сохранить качественную связь.

Эксперты оценивают средний рост базовых роуминговых тарифов как 5-40% за прошедшие полгода, при этом стоимость дополнительных опций, дающих льготы по услугам связи, возросла еще существеннее – на 40-60%. Причиной такого роста эксперты считают снижение потребления роуминга – из-за пандемии количество поездок снизилось, вследствие чего операторы стали закупать меньшие объемы трафика по большим ценам. В таких условиях ожидается возвращение пользовательского интереса к туристическим SIM-картам, которые на фоне низких цен на роуминг утратили свою привлекательность для абонентов.

Также эксперты отмечают рост расходов операторов, связанный с увеличением стоимости оборудования, что объясняет попытки увеличить выручку, не исключая и такие статьи дохода как роуминг. Впрочем, в 2020-2021 годах доля роуминга в общей выручке операторов была невелика – около 1% против нескольких процентов в допандемийные годы. В дальнейшем же, на фоне обострившейся геополитической ситуации, услуга роуминга постепенно может стать нишевой, став востребованной весьма ограниченным кругом граждан – учитывая повсеместное наличие Wi-Fi-сетей и распространение мессенджеров, а также возможность приобретения местных SIM-карт и eSIM-тарифов.

Рубрики: Мобильная связь

Ключевые слова: сотовые операторы, сотовая связь, роуминг