"ПетерСтар" и "Вэб Плас" являются лидирующими компаниями на карточном рынке Петербурга. В частности, первая весьма уверенно чувствует себя в сегменте доступа в Интернет, контролируя здесь, по собственным оценкам, около 17%. Вторая является признанным лидером на обеих рынка - dial-up и IP-телефонии, где, по некоторым оценкам, держит более 30%, опережая доли ближайших игроков минимум на 10%. Общее количество активированных карт (включая обе услуги) у "Вэб Плас" наблюдателями оценивается в цифру около 150 тыс., "ПетерСтара" - более 85 тыс. штук. Последний оператор продвигает свои услуги под сразу четырьмя брендами (это "Мультикарта "ПетерСтар", часовые пакеты "Желтая собака" и "КомСет Light", а также IP-телефонные карты BCL). "Вэб Плас" эмитирует два продукта - часовые интернет-конверты и карты IP-телефонии. Эти компании обладают и мощнейшими интернет-узлами, так у "Вэб Пласа" насчитывается около 4 тыс. модемных линий, у "ПетерСтара" - 3300. "Виатон" - это совместное предприятия компании "Ультра Стар", владельца сети салонов сотовых связи, и оператора "VMB-Сервис". В Петербурге количество ее абонентов составляет около 15 тыс.
Первым в Москве свои карты стал продавать "ПетерСтар", это произошло в конце октября, когда были организованы пробные продажи виртуальных карт через систему "Яндекс.Деньги". Недавно компания начала торговать картами и в оффлайне - в розничной сети компании "Манго Мультимедиа" - это более 20 точек продаж, расположенных в основном в крупных магазинах, включая "Патэрсон", "Пятерочка", "Перекресток" и т.д. В первопрестольной "ПетерСтар" начал с услуг IP-телефонии - под брендом "Телефонные Мультикарты" (при этом клиенты обслуживаются петербургской карточной платформой). По ним доступен тот же спектр услуг, что и в Северной столице, включая роуминг в Великобритании, Германии и Финляндии. В ближайшее время этот оператор планирует запустить и интернет-карты.
Напомним, что "ПетерСтар" появился в Москве в начале 2003 года, когда здесь открылся его офис, и были начаты работы по созданию телекоммуникационной инфраструктуры. Как сообщил начальник отдела телематических служб компании "ПетерСтар" Петр Акульшин, в этом году оператор завершил строительство своего первого оптического кольца протяженностью около 100 км. На корпоративном рынке компания продвигает услуги достаточно давно, включая телефонию и передачу данных. Также компания предоставляет межоператорские услуги и сервисы для клиентов, которым необходимы услуги связи в двух столицах.
О том, что "Вэб Плас" присматривается к столичному рынку стало ясно, когда этот провайдер заключил соглашение с московским универсальным оператором связи "Телеком-Центр" о присоединении своих сетей (см. выпуск новостей от 10 августа 2004 г.). Правда, первоначально говорилось о том, что основной услугой "Вэб Пласа" в Москве станет организация виртуальных сетей VPN между двумя столицами. Сейчас у компании "Вэб Плас" в Москве организованы модемный пул емкостью 300 линий (они арендованы у компании "Глобус-Телеком") и линия технический поддержки. Компания там предлагает те же карты, что и в Петербурге, только в несколько другом оформлении. Они продаются в нескольких местных дилерских сетях, включая "Алло Кард" и "Магазин пластиковых карт".
Согласно отчету iKS-Consulting, на Москву приходится 48% от общероссийского рынка IP-телефонии, что по итогам 2003 года составило более $50 млн. По данным других аналитиков, рынок коммутируемого доступа в Интернет столицы за тот же период превысил $100 млн. При этом московский рынок карточных слуг связи можно охарактеризовать как перенасыщенный - на нем представлены около сотни предложений. Правда, он уже пережил реструктуризацию. В частности, по оценке одного из игроков в этом сегменте - "Корпорации ОСС" - рынок IP-телефонии в Москве делится следующим образом: "Зебра Телеком" контролирует 24%, "Матрикс" - 16%, "Центел" - 13%, "Арктел" - 8%, "Корпорация ОСС" - 8%. "В таких условиях трудно ожидать каких-то особенных прорывов. На первый взгляд, новые игроки первоначально нацелены на обслуживание в Москве своих петербургских клиентов, которые привыкли к этим брендам. Это вполне логичный шаг, особенно, если в Москве есть своя техническая инфраструктура", - отметила аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. С этим соглашаются и петербургские наблюдатели. "В настоящий момент мы сконцентрированы на развитии своей деятельности в Петербурге и ближайших планов выхода на рынок Москвы у нас нет. Очевидно, что в настоящее время петербургские операторы стремятся предложить своим пользователям, которые на выходные или каникулы отправились в Москву, дополнительную опцию - полный роуминг", - прокомментировали в "ЛАНК Телекоме".
"Пока еще рано говорить о перспективах новых игроков. Для московского рынка характерна высокая конкуренция, кроме того, здесь другие правила игры на дилерском рынке и совершенно иные расценки на услуги. Поэтому стоит подождать хотя бы конца года, чтобы оценить статистику и динамику продаж этих операторов", - прокомментировали в московском офисе "Элвис Телеком". Как отметил один из местных игроков, в столь сложных условиях сложившимся на московском рынке, новичкам скорей-всего придется избрать ценовой способ конкуренции. Представители петербургских игроков косвенно подтверждают это предположение. "Сейчас московский карточный рынок насыщен, и порог входного билета для завоевания его существенной доли неподъемен для даже крупного оператора. Однако этот рынок динамично растет. Кроме того, можно сделать ставку уже на имеющийся бренд и набор услуг. В частности, мы на столичном рынке предложили новые тарифы, которые значительно отличаются от цен местных операторов - стоимость звонков по некоторым направлениям ниже на 40-60% чем у конкурентов", - прокомментировала менеджер по PR компании "ПетерСтар" Алина Карпиченко. А "Вэб Плас" начал свои продажи в Москве с испытанной в Петербурге маркетинговой акции - при покупке двух карт доступа в Интернет третья дается бесплатно.