«СпецТек» автоматизирует пароходы

Петербургское научно-производственное предприятие «СпецТек» и компания «Сибирский медведь – Холдинг» объявили о начале опытной эксплуатации автоматизированной системы управления техобслуживанием и ремонтом (ТОиР) судов Иртышского пароходства. Система реализована на базе программного комплекса TRIM разработки НПП «СпецТек».

Назначение созданной системы – информационная поддержка руководителей и специалистов заказчика при решении задач ТОиР судов и судового оборудования, создание единого информационного пространства системы ТОиР, обеспечение взаимодействия с другими системами, реализация территориально распределенной системы управления компании.

В комплект поставки входят программное обеспечение, база данных, документация пользователей, а также консалтинговые услуги по оптимизации бизнес-процессов, связанных с техобслуживанием и ремонтом. Стоимость проекта не разглашается, однако, по оценкам экспертов, инсталляция подобной системы может стоить $3-5 тыс. на одно рабочее место. Сроки окупаемости оцениваются на уровне 1,5-2 года с момента начала
эксплуатации системы.

При выборе системы заказчик («Сибирский медведь – Холдинг») действовал на основе имевшейся у него информации – тендера не проводилось. Одним из решающих факторов в пользу TRIM, как сообщили в пресс-службе НПП «СпецТек», стал имевшийся удачный опыт инсталляции системы в в ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство", где система к тому моменту была сдана в опытную эксплуатацию. Кроме того, TRIM изначально разрабатывался как программный комплекс информационной поддержки ТОиР и других связанных с ТОиР процессов – в отличие от других систем, в которых основным направлением является бухгалтерия и где ремонтная функциональность является привнесенной. «Кроме того, TRIM - это отечественная система, поэтому заказчик может плотно взаимодействовать с разработчиком как при внедрении, так и в ходе эксплуатации системы», - комментирует начальник отдела маркетинга НПП «СпецТек» Игорь Антоненко.

Договор между компаниями был подписан в ноябре 2003 года. Затем начались подготовительные работы (диагностика, разработка и утверждение документации). Далее было произведено создание каталогов материалов, запчастей и типовых ремонтных ведомостей, создание базы данных системы и разработка аналитических отчетов. «СпецТек» предусмотрел проведение учебных курсов для администраторов и инструкторов системы в офисе разработчика, а также проведение учебных курсов для пользователей на тренажере в офисе заказчика. Следующим этапом стала поставка системы управления базами данных (СУБД), установка и настройка программного обеспечения TRIM, установка сервера системы, подключение клиентских мест, конвертация данных из "1С", ввод стартовых данных. Работы, непосредственно связанные с внедрением системы, начались в феврале 2004 года, после утверждения проектной документации, и выполнялись специалистами НПП «СпецТек» и компании «Сибирский медведь – Холдинг». О функциях системы можно судить по составу прикладных модулей комплекса TRIM, вошедших в ее структуру: «Техобслуживание», «Диспетчерский журнал», «Склад», «Снабжение и сбыт», «Бюджет», «Персонал», «Документооборот», «Каталог», «Администратор». Системой охвачена деятельность всех основных подразделений и должностных лиц ОАО «Иртышское пароходство», связанных с ТОиР судов компании. Среди менеджеров - заместитель генерального директора по экономическим вопросам, главный инженер, служба судового хозяйства и промышленной деятельности, планово-аналитическая служба, отдел АСУП. В промышленном комплексе – отдел материально-технического снабжения, центральный склад, производственный цех. В Омском судоремонтно-судостроительном заводе (филиал компании) в систему интегрированы рабочее место главного инженера, цех технической эксплуатации, планово-производственный отдел, технический отдел, сметно-технологическое бюро, производственный цех. Всего в системе насчитывается 33 рабочих места.

В числе задач, решаемых пользователями в автоматизированной системе ТОиР: учет флота и контроль за его состоянием, учет, контроль и анализ затрат на ТОиР, топливо и смазочные материалы, анализ и планирование обеспечения ресурсами, работа с едиными ремонтными ведомостями судов, контроль выполнения ремонтных работ, учет и анализ отказов оборудования и простоев, оперативное управление ремонтными работами, учет запчастей и материалов, материально-техническое снабжение и другие. Началу опытной эксплуатации предшествовали учебные курсы, проведенные исполнителями проекта для пользователей, администраторов системы и инструкторов.

На период опытной эксплуатации отнесено текущее консультирование пользователей и коррекция их инструкций, корректировка базы данных и отчетных форм. Данный этап по плану продлится около полугода. Затем последуют анализ результатов опытной эксплуатации и разработка корректирующих действий. После решения всех дополнительных вопросов планируется сдача в промышленную эксплуатацию.

Подобный проект реализован НПП «СпецТек» на ОАО «Волжское пароходство» (Волга-Флот). Здесь также инсталлирована система для управления ТОиР судов, складами, снабжением, сбытом. Также в данном проекте реализована электронная торговая площадка. Система сдана в промышленную эксплуатацию в октябре 2004 года (береговая часть). На данном этапе проводится установка рабочих мест на кораблях заказчика.

Среди других внедренных проектов можно упомянуть Смоленскую АЭС, где на базе TRIM реализована информационная система поддержки управления эксплуатации станции. Первый этап проекта стартовал в октябре 2002 года, сдача произошла в конце 2003 года. Сейчас работы ведутся над вторым этапом проекта, включающего в себя расширение функциональности системы и наращивание числа рабочих мест. На данный момент в системе работают 300 пользователей.

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: