Энергетики собрались за круглым столом. Обсудить ИТ

Вчера, 5 апреля, в Петербурге в рамках IV международной конференции «Современная электроэнергетика – 2005» прошел международный круглый стол «Применение современных информационных технологий в электроэнергетике. Российский и зарубежный опыт». Основными вопросами, поднятыми во время мероприятия, стали проблемы и перспективы внедрения ИТ в отрасли.

Со времени первых заявлений о возможности появления на рынке альтернативных поставщиков электроэнергии прошло два года. ИТ-рынок отреагировал на эту информацию активизацией системных интеграторов в сегменте электроэнергетики. Кроме того, отдельные подразделения РАО ЕЭС сами начали активнее интересоваться вопросами информационных технологий.

На данный момент среди глобальных поставщиков корпоративных систем в этом сегменте смогли более-менее укрепиться SAP и IFS Applications. Основными особенностями систем для автоматизации энергетических компаний является большое количество разрозненных систем, работающих на предприятиях ранее, и сложность их интеграции друг с другом. Кроме того, существует еще классическая – не решенная или решенная старыми способами – проблема биллинга энергетических предприятий.

Особенностью этого процесса является сложность его контроля. Если в случае с рынком связи оператор четко контролирует весь трафик и затраты клиента, после чего предоставляет счет, то в случае с энергетиками электричество фактически предоставляется в кредит и «под честное слово». Если с промышленными предприятиями контроль в этой области часто налажен на должном уровне (чему способствует не такое большое количество таких «абонентов»), то в случае с частными клиентами проблема стоит гораздо острее. «Сейчас в частном секторе мы получаем оплату примерно за 75% отпущенной энергии. Единственным районом, приносящим 95%, является пилотный проект на 5 тыс. жителей, в рамках которого установлены специальные системы, которые передают данные о потреблении энергии непосредственно к нам, после чего мы выставляем счет», - отметил заместитель генерального директора по информационным технологиям компании «ПетроЭлектроСбыт» Сергей Прудов. Кроме того, по его словам, сейчас существует в разработке несколько проектов по учету электроэнергии в домах и передаче данных в биллинговую систему поставщика. Среди вариантов решения таких задач рассматриваются технологии установки радиомодемов, которые будут собирать и ретранслировать данные, организация сети передачи данных по электропроводам (по данной технологии в Финляндии, например, даже предоставляется услуга доступа в Интернет).

Между тем на рынке появляются отраслевые системные интеграторы. Например, компания «Альфа-Интергатор-ИНФОЭНЕРГО» была образована в 2003 году для разработки отраслевых решений для энергетиков. Одним из первых шагов стала попытка использовать ERP-систему BAAN. Но данное решение, удачно использующееся в промышленности, оказалось неподходящим для энергетики. После этого в компании создали свой продукт «Инфо Энерго АСУСЭ», интегрированный с ERP-системой SAP R/3. Компания уже установила данный продукт в «Дальэнерго», «Алтайэнерго», «Камчатскэнерго», «Сахалинэнерго», «Ленэнерго», «Татэнерго», и еще в нескольких подразделениях сейчас идет процесс установки системы. Она позволяет решать проблемы биллинга, управления производством, проблемы CRM (взаимоотношений с клиентами) и многие другие специфические вопросы, такие как, например, контроль работы ТЭЦ и устранение сбоев в системе энергоснабжения. Приблизительная стоимость внедрения такой системы составляет около $200 тыс., включая внедрение и обучение сотрудников.

Что касается вычислительных комплексов и сетей, то, по данным докладчиков круглого стола, большинство систем работает на серверных решениях компании Intel, представитель которой озвучил возможные пути развития систем управления с помощью процессоров Xeon и Itanium2. Кроме того, было предложено решение вопросов удаленного доступа к системе с помощью использования Intel Centrino. Так, по данным производителей в одной из китайских энергетических компаний, с помощью Centrino издержки снизились практически вдвое.

Заграничным опытом поделился руководитель отдела продаж немецкой компании SWD AG Герд Грюбен. В Германии процесс автоматизации электроэнергетики стартовал примерно в 1996 году с подачи постановлений ЕС. Причем на предприятиях в то время стояло по пятьдесят и более систем, отвечающих за различные процессы производителей. Сейчас, после проведения реструктуризации, в SWD AG стоят несколько основных крупных модулей, среди которых можно выделить Documentum, AVE CRM и SAP R/3. «Всех проблем совместимости это не сняло, но, по крайней мере, издержки были значительно сокращены. К тому же до сих пор продолжается непрерывный процесс отладки и обновления систем», - отметил Герд Грюбен. Во многих зарубежных энергетических компаниях уже предоставляется услуга управления своим счетом и выбором предоставляемых услуг посредством Интернета, но пока лишь 5% частных пользователей и 20% корпоративных используют данное предложение, хотя оно способно значительно сэкономить и время энергетических компаний и самих клиентов.

Внимательно за этим рынком смотрят и государственные органы. «Мы поддерживаем процесс внедрения ИТ в отрасли. Более того, определенные расходы на ИТ-сферу уже заложены в бюджет. Вообще процесс автоматизации и модернизации компаний может длиться бесконечно. Из наших ближайших планов хотелось бы отметить наше стремление автоматизировать энергетические компании в течение двух лет. Но, конечно, их объединение в единую систему – это более долгосрочный процесс», - прокомментировал заместитель директора департамента структурной и инвестиционной политики в промышленности и энергетике Министерства промышленности и энергетики России Вячеслав Кравченко.

Автор: Виктор Логинов.

Тематики: Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: