Напомним главную особенность петербургского розничного рынка продаж компьютерной техники – в отличие от других городов, например, той же Москвы, основной тон в северной столице задают сетевые профильные магазины. Причем, как отмечают специалисты, по развитости такого способа продаж Петербург находится на первом месте в России – в частности, в Первопрестольной можно насчитать несколько крупных сетей, но основную долю рынка держат специализированные рынки и сети бытовой электроники. Во многом это определяется историческими причинами, в частности, такой формат развивали петербургские лидеры рынка. Старожилы могут вспомнить такие названия, как «Аякс» и «Аскод», которые «гремели» в Петербурге в начале 90-х, в начале 2000-х наметилось несколько игроков, которые претендовали на то, чтобы контролировать более-менее значительную часть рынка. В итоге уже к 2003 году сложилась своеобразная дуополия – до 50 % розничных продаж контролировали всего две фирмы, имеющие наиболее развитые сети, – «Компьютер-центр «Кей» и «Компьютерный мир» (примечательно, что эти компании имеют общие исторические корни, в частности, их учредители и топ-менеджеры работали в свое время в рамках единого проекта). Такая ситуация сохраняется и по сей день. По некоторым оценкам, в городе на Неве розничной продажей ПК занимается более сотни фирм. За исключением уже упомянутых фирм, на местном рынке заметны еще несколько компаний - это, в частности, «Компьютерная служба 320-8080», которая основную ставку делает на магазины cash-and-carry, «Свега Плюс», магазины-дискаунтеры «РиК» и «Ультра Компьютерс».
При этом компания «Рим» вышла на рынок одной из последних – ее первый крупный магазин был открыт в 2000 году (по неофициальным сведениям, эта сеть выросла из семейного бизнеса, который связан с одноименной мебельной компанией). Компания на первом этапе активно догоняла ведущих игроков, в частности, по итогам 2003 года ей удалось запустить 10 магазинов и занять около 10 % рынка. Однако на момент продажи ее доля уже составляла, по оценкам наблюдателей рынка, не более 5 %, а количество ее магазинов снизилось до 9. При этом компания проигрывала основным игрокам и в области маркетинга, в частности, сайт «Рима» был запущен практически только в прошлом году (при этом топ-менеджмент компании вынашивал в свое время достаточно странные идеи по позиционированию сети, в частности, в семейном сегменте под лозунгом «Радость и мир»). Соответственно, основным способом привлечения клиентов у данной сети стала ставка на низкие цены.
Согласно условиям сделки, объявленным официально, "Кей" получает контрольную долю в ООО "Рим". Новый владелец гарантирует инвестиции в развитие сети, при этом сохраняет фирменный стиль и позиционирование на рынке своего приобретения. По данным spbIT.ru, впервые слухи о данной сделке появились еще около месяца назад, а переговоры с владельцами «Рима» генеральный директор и основной владелец компании «Компьютер-центр «Кей» Михаил Иващенко вел с середины с прошлого года. «Он фактически полностью «влез» в бизнес «Рима», и, насколько мне известно, эта компания вела переговоры только с «Кеем». Объявленная сумма сделки – $3 млн, но у знающих людей она вызывает усмешку – оценка явно завышена. Известно, что «Рим» в основном использовал арендованные площади, имеет не очень развитую складскую логистику, и, кроме того, у сети был ряд долгов», - сообщил представитель одной из компьютерных компаний Петербурга.
Комментируя сделку, специалисты упирают в основном на то, что с этой покупкой сеть "Кей" сможет контролировать и высокий, и низкий сегменты рынка. «Такой ход позволит компании активно приступить к освоению нового для себя сегмента рынка без изменений в позиционировании своей основной торговой марки», - считает руководитель отдела маркетинга дистрибьюторской фирмы «ЛАНК» Федор Панцеров. «Выживание на этом рынке – это постоянное развитие. Так что этот шаг вполне логичен», - добавляет руководитель рекламного отдела компании «Свега Плюс» Игорь Михайлов. «Пока можно только гадать, почему эти сети пошли на такой шаг. Время покажет его эффективность», - комментирует директор по развитию «Компьютерной службы 320-8080» Анатолий Григорьев.
Напомним, что сейчас «Кей» располагает 12 магазинами. При этом после достаточно долгого периода в открытии новых точек (10-й магазин компании был запущен почти после двухгодичного ожидания в конце 2004 года) компания сменила формат, сделав ставку на так называемые компьютерные супермаркеты, которые располагают большими площадями и предлагают самообслуживание. При этом компания предлагает и соответствующие, более высокие по сравнению с мелкими игроками, цены и ассортимент (в частности, компания продает ЖК-телевизоры, телескопы, а также ноутбуки и мультимедийные центры под своей маркой). Стоит отметить, что традиционным ценовым «лидером» на рынке все же считается «Компьютерный мир», который сейчас владеет 16 магазинами. Интересно, что, как отмечают наблюдатели рынка, эти две лидирующие сети одно время работали в очень тесной связке, параллельно развивая свой бизнес и даже координируя маркетинговые программы. В частности, в течение нескольких лет эти компании называли только совместную долю рынка, не раскрывая эти данные по каждому игроку (эти же компании и заказывали соответствующие маркетинговые исследования, в частности, у «Той-опинион»). До сделки с «Римом» «Компьютер-центр «Кей», по некоторым данным, опережал «Компьютерный мир» на 3 - 5 %, сейчас эта цифра значительно изменилась. Как говорят эксперты, на смену декламируемому паритетному лидерству пришел рыночный смысл.
По словам опрошенных spbIT.ru наблюдателей, есть несколько причин, которые смогли заставить изменить поведение компании «Компьютер-центр «Кей». В частности, петербургский рынок розничных продаж ПК и оргтехники показывает достаточно активный рост (около 20 % в год, и в последние два года основной его источник – потребительское кредитование), однако все большую долю на нем начинают занимать сети бытовой электроники. По некоторым оценкам, они занимают уже до 15 % всего рынка продаж компьютерной и оргтехники, при этом их доля в новых покупках растет. Напомним, что в свое время этот процесс начался с экспансией в Петербург столичных игроков, в частности «М.видео», а затем этим сегментом активно заинтересовались и местные игроки – «Телемакс», «Техношок» и т. д. Вторая причина – «Кею» надо нивелировать отставание от своего основного конкурента на региональных рынках. Напомним, что в позапрошлом году компании «Компьютерный мир» и «Кей» приступили к освоению рынков за пределами Петербурга. В середине 2004 года первая открыла магазин в Пскове, а конце того же года «Кей» появился в Великом Новгороде. Сейчас обе компании признают этот опыт успешным – наработанный опыт и возможности позволили им занять на местных рынках розничной продажи компьютерной техники более 50 % рынка. Однако в дальнейшем «Кей» притормозил свое региональное развитие, в то время как «Компьютерный мир» имеет магазины в Архангельске и Череповце. «Сейчас трудно предположить, как столь радикальный шаг «Кея» скажется на рыночной ситуации. Вполне возможно, что основные конкуренты в борьбе за долю на рынке пойдут и на экономические меры. Тогда витка ценовой борьбы не избежать, что в целом будет положительно для потребителя», - резюмирует один из опрошенных spbIT.ru специалистов.