Доклад об итогах 2011 года топ-менеджеры разделили на три блока: отчет о коммерческой деятельности компании, рассказ о технических наработках, а также несколько кейсов, обрисовывающих ряд интересных проектов, в которых Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» принял участие в 2011 году.
В начале выступления несколько слов сказал первый заместитель директора Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Петр Акульшин.
«Телеком в России от всех остальных отраслей отличает то, что на протяжении последних лет качество услуг неизменно повышается, а цены снижаются. В большинстве других отраслей все происходит наоборот», – сказал г-н Акульшин и отметил, что компания «МегаФон» не только следует этой тенденции, но и во многом опережает своих конкурентов.
Первый заместитель директора Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Петр Акульшин
Руководитель службы маркетинга Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Сергей Протасов в начале своего доклада показал долю рынка «МегаФона» среди «большой тройки» по СЗФО.
На диаграмме зеленым цветом показаны показатели ОАО «МегаФон» по абонентской базе в сравнении
с другими игроками «большой тройки»: «МТС» (красный) и «Билайн» (желтый)
Г-н Протасов отметил, что по количеству абонентов доля «МегаФона» постоянно увеличивается и на Северо-Западе этот оператор связи является полноправным лидером.
«В данное время мы занимаем более 40 % доли по абонентам, число абонентов сейчас составляет более 11 млн», – заявил Сергей Протасов и добавил, что данное число, выведенное на основе данных о количестве действующих сим-карт в сети, полностью отражает действительность касаемо абонентской базы в СЗФО.
Что касается результатов по выручке, то, по словам г-на Протасова, на Северо-Западе «МегаФон» успешно представлен не только в мобильном бизнесе, но и в фиксированном.
«В связи с этим мы сейчас рассматриваем наш бизнес в двух плоскостях, – отметил Сергей Протасов. – Мобильный бизнес пока что для нас является первостепенным, так как он приносит нам основную часть доходов. Тем не менее для нас все возрастающую роль начинает играть фиксированный бизнес на базе всех активов, которые были приобретены «МегаФоном» в течение последних двух лет».
Руководитель службы маркетинга Северо-Западного
филиала ОАО «МегаФон» Сергей Протасов
«Если говорить про общую выручку, то она выросла на 5,3 % – при учете и мобильной, и фиксированной связи вместе, – рассказал г-н Протасов. – Если же мобильный и фиксированный бизнес рассмотреть отдельно, то фиксированный бизнес вырос у нас в этом году в два раза по сравнению с ростом мобильного бизнеса».
Сергей Протасов также смог объяснить и причину замедления темпов роста выручки для Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» в 2011 году.
«Исторически так сложилось, что Северо-Запад как регион является лидером в области телекоммуникации, – поделился г-н Протасов информацией, – стоит вспомнить, что многие телекоммуникационные услуги были первыми запущены именно на Северо-Западе, поэтому темп роста как такового на Северо-Западе ниже, чем в других регионах. Связано это с тем, что рынок нашего региона достиг своего насыщения гораздо раньше, чем это произошло в других филиалах, – например, на Кавказе, в Поволжье, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке».
Была названа и ключевая причина роста фиксированного бизнеса Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» за 2011-й год.
«Что касается фиксированного бизнеса, то его более чем двукратное превосходство в приросте по сравнению с мобильным бизнесом можно объяснить интеграцией всех наших фиксированных активов с мобильным бизнесом, а полученный синергетический эффект связан с нашей возможностью предоставлять клиентам полный комплекс услуг, которые раньше было невозможно получить все вместе от одного поставщика», – объяснил Сергей Протасов.
Структура выручки Северо-Западного «МегаФона» за 2010 и 2011 годы
«Теперь стоит коснуться структуры выручки: пока что три четверти от ее количества приходятся на голосовые услуги, тем не менее уже несколько лет основным драйвером роста являются как раз другие услуги: передача данных и VAS-сервисы», – отметил г-н Протасов и добавил, что единственное, что растет в отношении голосовых услуг, – это объем трафика.
По словам докладчика, если говорить о передаче данных как об основном драйвере выручки, то большая часть прироста общей выручки складывается из прироста выручки от передачи данных. При этом темпы прироста замедляются, потому что из года в год происходит увеличение объема выручки, а также происходит приближение к насыщению данного рынка.
Сергей Протасов отметил, что рост выручки происходит в разы медленнее роста интернет-трафика. А это значит, что происходит постоянное снижение стоимости мегабайта. Данный тренд подкрепляет и наличие в компании безлимитных предложений, разработанных для передачи данных.
«Мы работаем на конкурентном рынке и считаем, что снижение и средней стоимости минуты, и средней стоимости мегабайта имеют большую пользу, – поделился суждениями г-н Протасов. – Это важно в первую очередь для наших клиентов, которые могут либо за те же деньги, либо даже за меньшие средства пользоваться большим объемом услуг, касающихся как передачи голоса, так и передачи данных. Польза для нас от снижения стоимости заключается в возможности показать себя в качестве конкурентоспособного игрока, учитывающего все реалии рынка операторов связи и передачи данных, а также, несмотря на все возрастающие требования как к качеству услуг, так и их стоимости, умеющего удержать клиента и повысить его лояльность».
Данная диаграмма наглядно показывает зависимость между удешевлением мегабайта
и ростом трафика обмена данными в сети Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон»
Достаточно бурное обсуждение вызвала информация о том, что «МегаФон» снизил в декабре 2011 года цены на роуминг в 9 раз (см. новость раздела «МегаФон Евротариф» от 15 декабря 2011 г.). В качестве результата роуминговый трафик абонентов филиала компании в СЗФО, выезжающих за границу, вырос на 89 % по сравнению с январем 2011 года. В то же время, конечно же, подобное снижение стоимости одной из основных услуг голосовой связи не могло не сказаться на снижении выручки.
Впрочем, г-н Протасов отметил, что для компании важность лояльных клиентов превыше желания получить как можно более высокую выручку, а также добавил, что о результатах столь смелой единовременной акции пока говорить рано, так как роуминговый сезон обычно наступает летом, и к этому времени роуминговый трафик может еще вырасти неоднократно.
Результаты роста роумингового трафика после снижения
цен на роуминг в 9 раз в декабре 2011 года
Аналогичным образом «МегаФон» снизил стоимость услуг по обмену данными, хотя и не столь радикальными темпами.
«Стоимость мегабайта снизилась за 2010 год на 78 %, а также почти на 30 % в текущем году, – пояснил Сергей Протасов. – Меньше чем за 700 рублей можно получить 20 Гбайт в месяц без ограничения скорости (имеется в виду интернет-тариф «Максимальный» с абонплатой 699 рублей в месяц, – прим. ред.), что соответствует 3 копейкам за 1 мегабайт. Для сравнения, вспомните, что всего 3 года назад 1 мегабайт стоил не меньше трех рублей».
О технологических достижениях Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» рассказал технический директор СЗФ компании Сергей Семенов.
Технический директор «МегаФона Северо-Запад» Сергей Семенов
По его словам, в 2010 году средняя скорость скачивания в сети («даунлинк») доходила до 14 Мбит/с, а если пользователь что-то раздавал от себя, его «аплинк» составлял величину до 384 Кбит. Как выяснилось, впрочем, эти значения скорости не являлись статичными для всех абонентов и напрямую зависели от расстояния, на котором находятся друг от друга абонент и базовая станция. Если клиент находится на расстоянии более 3 километров от базовой станции, его скорость могла упасть в разы, а также ухудшить ряд параметров, также важных для клиента.
«В 2011 году мы серьезно работали над уменьшением и сокращением этой разницы, – рассказал г-н Семенов. – Мы старались сделать, чтобы на всех участках сети скорость была не ниже средней – около 3 Мбит/с».
Сергей Семенов сообщил, что смартфоны, успешно использующиеся абонентами «МегаФона», не требуют скорости аплинка и даунлинка более 2 Мбит, так как для работы практически всех используемых приложений такой скорости вполне должно хватить. Тем не менее, по словам докладчика, усовершенствование инфраструктуры (появление новых БС и улучшение возможностей существующих) связано с внедрением технологий LTE, ориентированных на смартфоны нового поколения, которые будут работать с 3D-контентом, требующем гораздо больших скоростей.
Как показано на схеме, в 2011 году СЗФ ОАО «МегаФон» предпринял удачную попытку
повысить скорости аплинка и даунлинка, а также уравнять значения скоростей
вне зависимости от удаления абонента от базовой станции
Поэтому повышение скоростей в 2011 году оказалось неизбежным: теперь даунлинк составляет 21 Мбит/с, аплинк достигает 1,9 Мбит/с.
«Для того чтобы добиться таких результатов, был усовершенствован ряд базовых станций по всему региону. Полученная инфраструктура будет превосходно взаимодействовать со смартфонами. В целом именно под них мы стараемся адаптировать нашу сеть в текущий момент», – пояснил г-н Семенов.
По словам докладчика, в 2011 году большая часть проведенных работ касалась именно адаптации инфраструктуры под новые смартфоны, которым, по мнению многих экспертов, принадлежит будущее.
«Еще в начале 2011 года мы поняли, что нам необходимо строить сеть не только под модемы, но и под смартфоны, – сказал Сергей Семенов. – На тот момент 54 % смартфонов совершали вызовы и качали контент только в сети 2G. И это при том, что у нас уже была хорошо развитая сеть 3G. Нам просто стало обидно, что сеть 3G оказывается почти невостребованной. При этом 18 % смартфонов в январе 2011 года находились в сети 3G, и 28 % смартфонов постоянно «перескакивали» из одной сети в другую».
Специалисты СЗФ ОАО «МегаФона» сделали следующие выводы: на iPhone, которые составляют львиную долю среди наиболее популярных смартфонов, существует функция «включить/выключить 3G». В то же время во время перехода из одной сети в другую часто случались недозвоны и обрывы связи, что вызывало недовольство пользователей смартфонов. И клиент боролся с этим недостатком тем, что просто выключал сеть 3G.
«Сейчас мы, проделав весь фронт работ, добились того, что 39 % времени клиенты проводят в сети 3G. При этом 42 % от числа клиентов «прыгают» из одной сети в другую. Выходит, что целых 67 % от общего числа наших клиентов все-таки выбирают сеть 3G и не боятся ее включать, – отметил Сергей Семенов. – В городе почти 100 % клиентов используют 3G, и мы стремительно развиваем сеть на периферии, чтобы добиться того, чтобы к концу 2012 года все большее количество клиентов пользовались 3G. Мы также стремимся, чтобы наши абоненты не только пользовались скоростным контентом, но и помогли нам загрузить сеть 3G голосовым трафиком».
По словам г-на Семенова, на территории СЗФО действует уже более 4,5 тыс. базовых станций «МегаФона».
Последним докладчиком выступил директор Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Денис Малышев, рассказавший о самых интересных проектах компании за прошедший год:
Так, в 2011 году было завершено объединение сетей «МегаФона» и «ПетерСтар», что привело и к объединению инфраструктуры. Кроме этого компания обеспечила Интернетом и мобильной связью высокоростные поезда «Аллегро» и «Сапсан», а также в 2011 году «МегаФон» стал первым в России оператором связи, обеспечившим мобильную связь в тоннелях метрополитена с помощью проложенного специального излучающего кабеля. Также «МегаФон» первым в России запустил оплату проезда в метро и наземном городском транспорте Санкт-Петербурга с помощью мобильного телефона.
Также в декабре 2011 года связь от «МегаФона» стала доступной на всем протяжении пути по морю в направлениях Санкт-Петербург – Хельсинки и Санкт-Петербург – Хельсинки – Таллинн – Стокгольм. Специальное оборудование, позволяющее использовать мобильную связь вдали от берега, было установлено на морских лайнерах «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия».
Общие итоги 2011 года Денис Малышев прокомментировал таким образом: «Основным итогом этого года я считаю, что нам удалось увеличить количество услуг, повысить их качество и при этом по многим параметрам снизить цены. В конечном итоге именно это и волнует потребителя».