Web Ready 2012 «отстрелялся»

В Петербурге прошел очередной, четвертый уже по счету, Web Ready 2012, объединивший под одним брендом инновационный форум, посвященный актуальным вопросам, связанным со стартапами, а также финал конкурса, в котором стартапы не только соревнуются за приз в 500 тыс. рублей, но и стремятся заявить о себе, поделиться своими идеями и найти потенциальных инвесторов. В полуфинал пробилось 37 проектов, среди которых восемь региональных. Всего заявки были представлены стартап-компаниями из 90 городов и 13 стран. На мероприятии побывало около 600 гостей.

В 2012 году Web Ready 2012 смог похвастаться рекордным количеством участников из числа 586 компаний и проектов, предоставивших заявки. В полуфинале оказалось 37 проектов, попавших в полуфинал и относящихся к таким направлениям, как SaaS, Data Storage, «Онлайн-игры» или «Повседневные сервисы». Помимо традиционной номинации Internet на Web Ready 2012 стартовала новая номинация для стартапов – Mobile. Мероприятие получило поддержку ряда игроков ИТ-рынка, в том числе – фонда «Сколково» и технопарка «Технополис Пулково». 

Экспертный совет и жюри конкурса составили представители крупных венчурных фондов, инвесторы, работающие с интернет-проектами, учредители интернет-компаний, а также компаний, работающих в сфере мобильных технологий и эксперты рынка.

На официальной церемонии открытия выступил председатель комитета по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга Иван Громов, который отметил, что самые быстрые и эффективные стартапы традиционно принадлежат инновационным отраслям. По словам г-на Громова, эти отрасли оказывают значительную поддержку в развитии страны. Также Иван Громов пообещал стартапам поддержку правительства РФ.

Президент некоммерческого фонда поддержки инноваций «Вэб Рэди» Ирина Калашникова сообщила, что конкурс Web Ready проходит, как и в прошлые три года, по системе многоступенчатого отбора проектов. На этот раз из 584 поданных заявок в полуфинал прошли 40 стартапов, 12 из которых добрались до финала. Всего призовых мест было предусмотрено шесть: по три в каждой из двух номинаций: Internet и Mobile.



Председатель комитета по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга Иван Громов
Председатель комитета по информатизации и связи
правительства Санкт-Петербурга Иван Громов



Г-жа Калашникова раскрыла информацию, касающуюся призового фонда, который составляет 1,5 млн рублей. Впрочем, по данным, полученным от представителей стартапов, вышедших в полуфинал, сумму, которую они рассчитывают привлечь, – до $50 млн, что вполне допустимо, так как более 85 % стартапов уже являются успешно работающими бизнесами.

Присутствовавший на пресс-конференции Web Ready 2012 советник президента фонда «Сколково» Александр Туркот сообщил, что количество мероприятий, посвященных стартапам и инновациям, растет с каждым годом. Такие мероприятия проходят уже не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и других городах.



Диаграмма, показывающая распределение стартапов – участников Web Ready 2012 - по направлениям
Диаграмма, показывающая распределение стартапов –
участников Web Ready 2012 по направлениям



Между тем Ирина Калашникова отметила, что Web Ready стремится расширять не только географию стартапов, но и географию их потенциальных рынков. По мнению г-жи Калашниковой, многим стартап-проектам необходимо сформировать «глобальное видение», выбиться на Запад не только с целью заполучить новые рынки, но и привлечь инвесторов и менторов с западным опытом. Таким образом, можно будет избежать извечного среди таких компаний «изобретения велосипеда», то есть не клонировать наработки западных проектов делать что-то свое.

Специалист MBA программ Московской школы управления Сколково Алексей Карлов добавил, что существует позитивный тренд социальной направленности стартапов, все больше решений создается для медицины и бизнеса, а сами проекты становятся все более проработанными – причем не только на уровне презентаций, а уже целиком и полностью.



Специалист MBA программ Московской школы управления «Сколково» Алексей Карлов
Специалист MBA программ Московской школы управления «Сколково» Алексей Карлов



«На данный момент взаимные претензии существуют и у стартаперов и инвесторов, от этого пока что никуда не деться, – посетовал Александр Туркот. – Посещая различные инновационные мероприятия, нельзя не заметить, что уже успела сформироваться прослойка неких «профессиональных стартаперов» и «профессиональных конкурсантов», участвующих в конкурсах ради участия в конкурсах. Некоторые настолько часто ездят по конкурсам, что возникает вопрос: когда они работают?»

Г-н Туркот также озвучил мнение, что, по его наблюдениям, «денежные инъекции» способны как помочь, так и навредить молодому бизнесу.



Спикеры пресс-конференции на Web Ready 2012: Ирина Калашникова, Сергей Белоусов и Александр Туркот
Спикеры пресс-конференции на Web Ready 2012:
Ирина Калашникова, Сергей Белоусов и Александр Туркот



Более подробный доклад о трендах на инновационном рынке представил старший партнер Runa Capital, основатель и совладелец компаний Parallels, Acronis, Rolsen и Acumatica Сергей Белоусов, сообщивший, что подавляющее большинство стартапов «заточены» на немедленный выход на российский рынок, причем упор чаще всего делается на технологический аспект стартапа. В связи с этим создается очень много проектов, сопоставимых с ИТ-рынком, в то время как рынкам ретейла или образования уделяется гораздо меньше внимания.

Г-н Белоусов добавил, что для создания успешного стартапа базового вузовского образования чаще всего не хватает – в этом плане получаемое образование должно быть гораздо более наукоемким, и практическое отсутствие наукоемкости образования до сих пор является серьезной проблемой.



В ходе пресс-конференции Ирина Калашникова рассказала о том, что собой представляют целевые рынки для стартап-проектов номинаций Mobile и Internet
В ходе пресс-конференции Ирина Калашникова рассказала о том, что собой представляют
целевые рынки для стартап-проектов номинаций Mobile и Internet



Александр Туркот поделился суждением, что в идеале стартап, привлекающий инвестиции, должен знать, как в будущем распорядится каждой полученной копейкой, а для этого ему нужет совет не только от инвесторов, но и от менторов – представителей зрелых бизнесов, способных помочь молодым бизнесменам ориентироваться в окружающем пространстве современного рынка высоких технологий. Менторская секция, появившаяся на Web Ready 2012 впервые за историю конкурса, собрала 10 экспертов, которые успели пообщаться со многими стартаперами, в том числе с теми, кто по итогам конкурса занял призовые места.



Менеджер по развитию бизнеса компании «Технополис – Санкт-Петербург» Ольга Андреева, представившая на Web Ready 2012 менторскую сессию
Менеджер по развитию бизнеса компании «Технополис – Санкт-Петербург»
Ольга Андреева, представившая на Web Ready 2012 менторскую сессию



«Сама концепция менторской сессии показалась мне действительно хорошей идеей, и я рада, что ее удалось включить в конкурс Web Ready, – сказала менеджер по развитию бизнеса компании «Технополис – Санкт-Петербург» Ольга Андреева. – Так вышло, что в наших реалиях проекты общаются только с представителями бизнес-инкубаторов, инвесторами или единомышленниками. Поэтому я считаю, что представители стартапов, записавшиеся на менторскую сессию, получили очень ценную информацию от представителей разных бизнесов, касающуюся разных аспектов их собственных проектов».

По словам г-жи Андреевой, навыки по привлечению клиентов и знания из области продаж оказались очень нужны всем стартапам, кто решил пообщаться с менторами.



Торжественная церемония определения финалистов и победителей Web Ready 2012
Торжественная церемония определения финалистов и победителей Web Ready 2012



«Стоит добавить, что очень многие проекты, представленные на Web Ready, это проекты, ориентированные на Интернет и социальные сети. Поэтому знания, касающиеся HR, организации деловых мероприятий и привлечения волонтеров и входящие в поле моей деятельности, оказались более чем полезны», – добавила Ольга Андреева.

Оглашенные на Web Ready 2012 финалисты получили возможность выступить с 7-минутными «питчами» – выступлениями, в сжатом формате раскрывающими суть стартапов. Среди финалистов в номинации Internet отметились разработчики News360, новостного мобильного приложения, позволяющего организовывать потоки входящей информации с функцией фильтрации контента и поиска релевантных данных. Также внимание привлек проект 2Can, представляющий собой мобильный терминал для принятия банковских платежей по упрощенной схеме напрямую через смартфон с возможностью отслеживания транзакций.

Кроме того, был высоко оценен «питч» представителя MyApps – сервиса, позволяющего легко разрабатывать нативные приложения для публичных сторов как в B2B, так и в сравнительно новом B2C-сегменте, – например, для создания частных социальных сетей, объединяющие узконаправленные группы по интересам.

Директор по развитию бизнеса компании Penxy, стартапа, победившего в номинации Mobile, Владимир Платов рассказал о приложении, позволяющем создавать «живые презентации», благодаря которым докладчики могут получить удобный инструмент для выступлений и вместе с тем получить архивную запись своего доклада, синхронизированного не только с презентацией, но и с «облачным» хранением.

Компания Penxy для своего дальнейшего развития получила 250 тыс. рублей.

Что же касается победителя в номинации Internet, получившего гран-при конкурса – 500 тыс. рублей, то им стала петербургская компания Qbaka, создавшая сервис для отслеживания JS-ошибок, заметно упрощающий жизнь программистам сайтов и приложений.

«Web Ready 2012 прошел на высоте, нам удалось определить лучших из лучших и указать остальным конкурсантам, в каком направлении дальше двигаться и что нужно сделать для достижения цели, – подвела итоги Ирина Калашникова. – Нам уже в этом году стало ясно, насколько мировое сообщество заинтересовано в стартапах, мыслящих глобально и не боящихся показать себя всему миру. Уже сейчас могу утверждать, что в 2013 году Web Ready пройдет на английском языке. Более того, мы рассчитываем привлечь как стартапов, так и инвесторов из Финляндии, Эстонии и других стран. Конечно, такой формат подойдет не каждому, да и не все российские стартапы морально готовы «глобализироваться». Впрочем, если потеряем в количестве, то совершенно точно сможем продвинуться в качестве».

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы, Web, Инновации

Ключевые слова: привлечение инвестиций, инвестиционная деятельность, инновационная инфраструктура, инновации