По следам «Интеркома-2012». Вторая часть: корпоративный рынок связи, широкополосный доступ в бизнес-центрах и облака

В декабре 2012 года в Петербурге прошел очередной, уже шестой по счету телекоммуникационный форум «Интерком». На форуме выступили все ключевые эксперты телекоммуникационной отрасли Северо-Запада, причем поговорили как об общих тенденциях, надеждах и опасениях рынка связи, так и более прицельно – о таких ключевых составляющих, как мобильная и фиксированная связь, сетях разных поколений, сервисах и технологиях. Во второй день проведения мероприятия эксперты сконцентрировали внимание аудитории на обсуждении трендов рынка фиксированной связи, корпоративного сегмента и перспектив их развития.

Напомним, что первый день «Интеркома» отражен в материале «Интерком 2012». Часть первая: тренды российского телекома и его будущее» от 11 декабря 2012 г. 

Одним из ключевых вопросов, что обсуждались на «Интеркоме-2012», стал вопрос о том, нужно ли государству выделять денежные суммы на развитие ШПД и, в частности, оказывать помощь отстающим регионам. Здесь наиболее четко высказался главный редактор портала IP News Алексей Леонтьев, упомянувший о том, что в Америке государство не делает ставку на отдельные крупные компании, а, напротив, считает нужным разрушить монополию, установленную крупными игроками рынка. Дело в том, что, по мнению г-на Леонтьева, именно малые операторы ШПД предоставляют самые современные и качественные услуги и являются более прогрессивными по сравнению с крупными операторами. Между тем некоторые малые операторы могут использовать свое инновационное ноу-хау, обслуживая крупных операторов с развитой инфраструктурой, таким образом, создавая тренд «операторов для операторов».

«Если изменения в «Законе о связи» становятся инициативой самих операторов, то это является хорошим знаком как для операторов, так и для государства в целом, – отметил Алексей Леонтьев. – Такие инициативы могут содержать, в первую очередь, рекомендации по улучшению инфраструктурной базы. Известно, что в настоящее время инфраструктура становится все более сложной, а прокладывание кабеля – все более дорогостоящей процедурой, что не может не сказаться на росте тарифов».



Эксперты и посетители VI Телекоммуникационного форума «Интерком-2012»



Сравнивая американский опыт с российским, г-н Леонтьев упомянул развернутую в США Национальную «широкополосную» карту (National Broadband Map), показывающую, в каком населенном пункте каким качеством обладает связь. По словам докладчика, одно из решений, принятых Минкомсвязью, – Общероссийский реестр услуг связи должен, по сути, обладать тем же функционалом и являться универсальным решением.

Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков отметил, что на развитие российского сегмента ШПД значительно влияет увеличение объема рынка платного телевидения в России (за 9 месяцев 2012 года этот рынок превысил отметку в 35,5 млрд рублей, что на 5 млрд рублей выше, чем за аналогичный период 2011 года).




Крупнейшие операторы платного TV в России –
данные за первые 9 месяцев 2012 года, источник: Telecom Daily



Что же касается трендов дальнейшего развития платного телевидения в России, то, по словам г-на Кускова, их всего три: число абонентов платного ТВ в России продолжит увеличиваться и к 2015 году достигнет 37 млн домохозяйств, доля кабельного ТВ сократится за счет роста IP TV, а доля спутниковых операторов останется на прежнем уровне.

Денис Кусков также провел круглый стол, посвященный корпоративному рынку российского телекома, на котором эксперты попытались выяснить, насколько уходящий 2012 год оказался более эффективным с точки зрения подключения операторов к абонентам.

Одной из наметившихся тенденций было заявлено исчезновение бизнес-центров, «эксклюзивных» для конкретного оператора связи. Теперь, как отметил директор департамента по работе с корпоративным сегментом Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Антон Виноградов, в каждом крупном бизнес-центре Петербурга будут присутствовать несколько операторов связи, многие из которых уже сравнительно давно стали открыты для подобной модели.




Директор департамента по работе с корпоративным сегментом Макрорегионального
филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Антон Виноградов



Руководитель отдела обслуживания оператора «Обит» Михаил Телегин заявил, что в настоящее время клиенты ориентируются не только на стоимость услуг, однако все больше концентрируются на критерии сервисов. Г-н Телегин также отметил, что некоторые бизнес-центры дают предпочтение одному оператору, но только в том случае, если услуги, предоставляемые этим игроком, полностью совпадают с потребностями резидентов бизнес-центра.

Директор петербургского филиала «Суммы Телеком» Андрей Полунин отметил, что многие бизнес-центры стремятся привести в порядок инфраструктуру и проводят тендеры среди операторов. Таким образом, в каждом новом бизнес-центре уже существует одна оптическая инфраструктура, через которую могут подключиться другие операторы.

Директор коммерческого департамента компании «ВестКолл» Алексей Ефимов отметил, что операторам связи приходится особенно интенсивно бороться за клиента, в том числе через снижение стоимости услуг, поэтому приходится стараться экономить на обслуживании оборудования.

Михаил Телегин подтвердил слова г-на Ефимова о том, что основным трендом для операторов ШПД остается активная борьба за клиента. Также он отметил, что собственники бизнес-центров стали больше уделять внимание вопросу связи как одному из критериев эксплуатации зданий.




Эксперты в президиуме круглого стола, посвященного корпоративному рынку связи



«Если операторы не согласовывают свою деятельность с собственниками, то проложенные кабели могут помешать ремонту и создать ряд других проблем, – сказал г-н Телегин. – Сейчас деятельность оператора на территории какого-либо здания неуместна без согласования».

Также Михаил Телегин отметил, что в целом темпы развития телекоммуникационного рынка снижаются. По его словам, игрокам приходится «балансировать на грани многих факторов», и стать победителем часто помогают дополнительные сервисы, например IPTV. В некоторых случаях только дополнительные услуги могут служить основным драйвером роста.

Г-н Виноградов сообщил, что в случае, если одна конкретная услуга дешевеет, то оператор может зарабатывать на общем объеме потребления абонентами – это может быть рост скоростей и каналов, появление новых сервисов и т. д. Все это, по словам выступающего, позволяет не только привлекать новых клиентов, но и повышает уровень ARPU существующих.

Впрочем, Алексей Ефимов отметил, что уповать на дополнительные услуги не стоит, потому что они по-прежнему составляют незначительную долю выручки. «Например, не все клиенты готовы приобретать камеры для видеонаблюдения, – сказал г-н Ефимов. – Есть решения для поднятия интереса к каждой из таких услуг, но в целом такие сервисы остаются нишевым продуктом, а коробочные решения не устраивают крупных клиентов, каждый из которых требует индивидуального подхода».

По окончании дискуссии эксперты пришли к выводу, что после того, как дополнительные услуги перейдут в фазу «интеллектуальных услуг связи», они начнут приносить более существенный доход и, возможно, на какое-то время смогут увеличить темпы развития рынка ШПД, который, впрочем, развивается весьма медленно, так как телефония все еще пользуется гораздо большим интересом, нежели Интернет и, тем более, конвергентные услуги, которые часто навязываются как дополнение к базовым услугам и, соответственно, воспринимаются весьма негативно.

В целом же выводы были сделаны весьма позитивные: связь по ШПД с каждым годом растет в качестве, услуги становятся все более гибкими. Постепенно начинается реальный интерес к услугам облачных технологий, хотя многие клиенты до сих пор не до конца понимают смысл облаков, однако активный рост продаж облачных сервисов может начаться уже с 2014 года. Если же рассматривать телекоммуникационный рынок в целом, то шоковых потрясений на нем не предвидится.

В заключение форума состоялась панельная дискуссия, на которой эксперты рассмотрели тренды, которые станут актуальными уже в обозримом будущем.

Коммерческий директор компании «Триколор ТВ» Сергей Ставропольцев рассказал о том, что цифровое ТВ собирает все метрики, по которым можно будет не только просчитывать монетизацию услуг «цифрового вещания», но и опережать вкусовые предпочтения аудитории, регулировать вещательную сетку и расширяться за счет корпоративного сегмента рынка – совершенно нового рынка для цифрового телевидения.

«Наши технологии позволяют не только предоставлять пользователю тот контент, что его может заинтересовать в текущее время, но и дать информацию о том контенте, который стартует в ближайшее время по другому каналу и потенциально сможет привлечь его внимание», – рассказал г-н Ставропольцев.

Старший эксперт немецкой компании Goetzpartners Management Consultants GmbH Артур Мироненко рассказал о масштабах развития облачных сервисов на рынках стран Европы. По его словам, европейцы уже активно и плодотворно пользуются облачными услугами, на европейском рынке присутствуют все виды облаков: от частного до публичного. Многие новые игроки сделали себе имя на инфраструктуре для облаков и специализируются только на ней.

Вопрос безопаcности передачи информации в облако стоял перед европейскими клиентами так же, как сейчас стоит перед российскими. Однако, как отметил г-н Мироненко, развитие облачных технологий тормозил не только «психологический фактор». Как выяснилось, многие сотрудники опасались потерять работу с приходом облаков, способных унифицировать ряд бизнес-процессов, поэтому делали все возможное, чтобы облачные услуги не появлялись в их компаниях.

По словам Артура Мироненко, облака будут развиваться в первую очередь за счет B2B-сегмента, а выход на рынок физических пользователей будет происходить постепенно, и область B2C будет развиваться гораздо более медленными темпами.

Докладчик также отметил, что значительную роль в развитии облаков сыграет рост количества смартфонов (к 2015 ожидается, что половина используемых телефонов будут смартфонами), и это обязательно привлечет к росту облачного трафика.

В заключение дискуссии эксперты пришли к выводу, что для телеком-клиентов переход на облачные услуги является лишь делом времени и что в будущем заметная доля ARPU будет формироваться именно благодаря облакам.

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: операторы фиксированной связи, операторы Петербурга, операторы связи Петербурга, операторы связи, форум Интерком