Российские СМИ сообщили о предстоящем массовом сокращении сотрудников российского представительства Oracle. Официально сотрудники этой американской компании продолжат работу еще до 31 августа 2022 г. Руководство Oracle обозначило эту дату как крайней, пока Россия еще может сделать шаг и вернуться на путь сотрудничества и интеграции с американской корпорацией.
Фактически процесс полного сворачивания бизнеса Oracle в России уже запущен. После названной даты он станет бесповоротным. Процесс окончательного слома ранее выстроенных отношений станет необратимым. Для их восстановления, если такая потребность возникнет вновь, потребуется заново пройти длинный и очень непростой путь, пройденный в 1990-х гг.
Формально Oracle объявила о прекращении поставок в России своих продуктов еще в начале марта 2022 года. Это было сделано в ответ на давление, оказанное на руководство Oracle со стороны министра цифровой трансформации Украины Михаила Федорова. Подробная информация об этом была изложена ранее в материале ICT-Online.ru.
Позднее решение Oracle перестало быть волевым и получило законное подтверждение после введения санкций против России за события в Украине. Они были закреплены в федеральном законодательстве США.
В то же время, следуя ранее взятым на себя бизнес-обязательствам перед российскими заказчиками и партнерами, Oracle сохранила в рабочем состоянии свое российское представительство. Его сотрудники, видимо, продолжали решать текущие оперативные вопросы, связанные с эксплуатацией и технической поддержкой установленных в России продуктов Oracle.
По всей видимости, Oracle сохраняло надежду, что путь на восстановление сотрудничества и интеграцию реален, поэтому российский офис Oracle продолжал работу. Последние решения Oracle, связанные с готовящимся увольнением сотрудников, отражают то, что лимит ожиданий исчерпан.
Двухмесячная отсрочка с увольнением сотрудников Oracle скорей всего связана с требованиями российского Трудового кодекса. Он предусматривает обязанность компании уведомлять сотрудников за два месяца до фактической даты увольнения.
Теперь можно утверждать, что решение о полном прекращении деятельности Oracle на территории России принято. На это косвенно указывает другая информация, связанная с увольнением сотрудников российского представительства американской компании Microsoft с 1 июля 2022 года. Oracle и Microsoft традиционно действовали согласованно на российском рынке. Решение о прекращении деятельности в России, похоже, было также взаимно согласовано. Отличие Microsoft состоит только в том, что ее российское представительство выстроено на принципах аутстаффинга, поэтому увольнения состоялись 1 июля 2022 года.
По имеющимся данным, штат сотрудников российского представительства Oracle составляет около 200–300 человек. Российские СМИ сообщают, что вероятна релокация высококвалифицированных сотрудников за рубеж или наем в российских компаниях. Однако следует сразу уточнить, что речь идет прежде всего о высококвалифицированных бизнес-специалистах, менеджерах, а не о технических специалистах.
Здравая оценка подсказывает, что под увольнение попали сейчас именно сотрудники, которые занимались задачами организации бизнеса в России, а не технические специалисты. Oracle развивала здесь сильные партнерские отношения с IT-интеграторами, которым делегировала решение технических задач. Предстоящие увольнения в Oracle не распространяются на этих сотрудников.
Об этом же заявил изданию CNews Иван Панченко, замгендиректора Postgres Professional. С его слов, большая часть специалистов по СУБД работает не в Oracle, а в отечественных интеграторах, разработчиках и потребителях ПО. Поэтому «выход бывших сотрудников американской корпорации на рынок труда отразится на нем слабо».
Но процесс перехода менеджеров уже запущен. Например, с 1 июля 2022 года управляющим директором компании «Лаборатория Касперского» в России и странах СНГ стала Анна Кулашова, которая ранее занимала различные руководящие должности в российском подразделении Microsoft и в течение 10 лет была членом совета директоров Microsoft в России, будучи директором департамента по работе с крупными организациями и партнёрами.
Те же иностранные компании, которые развивали в России исследовательские направления и НИОКР (например, Nvidia), уже провели релокацию этих подразделений в другие страны. Поэтому ждать притока в российские компании технических специалистов в результате закрытия российского представительства Oracle не приходится.
Сотрудники, подлежащие увольнению, должны получить соответствующую денежную компенсацию. Как рассказал изданию CNews Борис Попов, директор по развитию бизнеса компании Vinteo, «схемы выплат компенсации в каждой компании свои, но в целом в американских вендорах … выплаты зависят от занимаемой должности и срока работы. Они могут составлять от трех до семи средних доходов сотрудника за месяц». Эта информация подтверждается и из других источников.
Официально российский рынок приветствует развитие импортозамещения в стране и отказ от использования иностранного софта. Особое воодушевление испытывают российские вендоры, которые ждут больших инвестиций в свой адрес, прежде всего со стороны государства.
Например, Иван Панченко заявил, что уход Oracle уже сказался на российском рынке СУБД: «Теперь необходимость использования отечественных СУБД очевидна даже самым прожженным скептикам. Тем же, кто мыслит более прогрессивно, это было ясно много лет назад, и они сейчас в гораздо лучшем положении».
В то же время пока не видно широкого рынка промышленных решений, для которых и на базе которых отечественные разработчики смогут развивать свои продукты. В результате ухода с российского рынка компания Oracle получает возможность перераспределить собственные инвестиции и направить те из них, которые раньше готовились для развития российской промышленности, на другие внедрения за пределами России.
Продукты Oracle ориентированы на развитый рынок крупных промышленных предприятий, которые готовы к внедрению инновационных решений. Аналогичный рынок еще только предстоит создать в России.
Хотя российские вендоры получают возможность активно развиваться на освободившемся российском рынке, одновременно они получают со сторону ушедшей Oracle сильную конкуренцию за пределами России. Oracle будет выступать там сильным конкурентом для российских вендоров, теперь она будет выталкивать их с удвоенной силой, в том числе за счет инвестиций, которые иначе она бы разместила в России.
На какой производственной базе российские вендоры собираются развивать свои продукты, чтобы быть конкурентоспособными на фоне Oracle, не понятно. Отечественным разработчикам предстоит не только развивать собственные продукты, но еще и ждать развития промышленного рынка России. Говорить о динамике его роста в этом году пока преждевременно, потому что официальная статистика еще не обнародована.