В среду, 30 марта, состоялось совещание у первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина. Оно было посвящено законопроекту, который предполагает введение в России НДС на IT-услуги. О совещании РБК рассказали два его участника. Поводом собраться стали заключение правительства на законопроект и недовольство, которое нововведение вызывает у отрасли, говорит один из них.
В совещании приняли участие министр связи Николай Никифоров, помощник президента Игорь Щеголев, советник президента Герман Клименко, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин, председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, председатель комитета по информационной политике Леонид Левин и другие. Левин и Клименко подтвердили РБК свое участие.
От имени индустрии выступил Клименко, который сообщил, что введение НДС для интернет-компаний значительно усложнит жизнь российским IT-компаниям. Его поддержали другие участники совещания. В итоге было принято решение, что законопроект, который обязывает IT-компании платить НДС с 1 января 2017 года, не будет затрагивать российских разработчиков. В течение апреля документ будет соответствующим образом доработан профильными комитетами.
«Мы изначально говорили, что не можем поддержать увеличение налоговой нагрузки для российских компаний на 18%, чтобы не ухудшать их экономическое положение», — сказал РБК Левин. Ранее он уже заявлял «Коммерсанту», что инициатива не должна лишать льгот по НДС отечественные компании и в комитете «обеспокоены инициативой правительства».
Существующие льготы — освобождение от НДС — останутся для российских компаний, в тексте законопроекта отечественные разработчики упоминаться не будут, пообещал РБК Клименко: «Все согласились, что история про регулирование работы иностранных компаний должна продолжаться, а про российские компании мы забываем». Правда, по словам Клименко, Минфин не смог предложить формулу, по которой зарубежные компании можно было бы обложить налогом, а российские оставить с их льготой.
Если бы законопроект был принят в текущем виде, российский разработчик операционных систем «Альт Линукс» попал бы под его действие, рассказал РБК его гендиректор Алексей Смирнов. С 2015 года из-за падения курса рубля отечественные разработчики и так не могут конкурировать по уровню заработной платы за IT-специалистов с иностранными игроками, так что льготы российским компаниям необходимы. «Если законопроект сейчас исправят, будет замечательно», — заключает Смирнов.
Если под действие законопроекта попадут только западные компании, то российское законодательство сравняется с европейским: в Евросоюзе есть закон, который подразумевает, что пользователь платит НДС, например в магазине приложений Google Play, по месту оказания услуги, рассуждает директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев. Такие компании, как «Яндекс», Mail.Ru Group, Rambler&Co, и так платят все необходимые налоги в России и считаются российскими, говорит он. Алексеев надеется, что в России получится построить систему администрирования, которая позволит брать НДС с электронных услуг. В частности, Федеральной налоговой службе придется определять, что человек находится на территории определенной страны, его банковская карта привязана к российскому банку и т.д. С помощью консультаций представителей отрасли этот механизм можно проработать, надеется он.
Законопроект о введении НДС для IT-компаний внесли в декабре 2015 года в Госдуму депутаты Андрей Луговой (ЛДПР) и Владимир Парахин («Справедливая Россия»). Собеседник РБК, близкий к руководству Госдумы, тогда утверждал, что у документа высокие шансы стать законом. В конце февраля 2016 года Госдума приняла законопроект в первом чтении, писал РБК.
К второму чтению депутаты должны были доработать документ с учетом замечаний правительства: в частности, в дополнительном обсуждении нуждалось положение о предоставлении нулевой ставки при экспорте услуг и программного обеспечения, отмечал тогда замминистра финансов Илья Трунин. Кроме того, правительство предлагало не принимать дополнительные льготы по налогу на прибыль для услуг по разработке софта для отечественных производителей.
Сейчас законопроект затрагивает практически все сферы услуг на IT-рынке. В нынешней редакции документа указано 12 типов электронных услуг, которые должны облагаться дополнительным налогом: продажи цифрового контента, программного обеспечения в цифровом виде, хостинг, регистрация доменов, голосовые услуги через интернет, хранение и обработка информации, трансляция теле- и радиоканалов, услуги по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке, системы поиска, рекламные и другие услуги для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями.
За рубежом налоги на прибыль транснациональных корпораций называют «налогом на Google». Впрочем, в России от уплаты НДС были освобождены не только зарубежные IT-сервисы (например, Apple Store, Google Play), но и отечественные компании, которые продают лицензии на программы для персональных компьютеров и базы данных (Parallels, «Лаборатория Касперского» и др.). В случае, если законопроект будет принят в текущем варианте, разработчики мобильных приложений и игр окажутся в заведомо проигрышном положении. Это те игроки рынка, которые продают товар через иностранного посредника (App Store, Google Play или др.), объясняли представители Российской ассоциации электронных коммуникаций (объединяет более 100 российских интернет-компаний).
Если российская компания продает мобильную игру, она заключает соглашение с иностранным магазином приложений. Следовательно, даже если игру покупает российский пользователь, то компании придется платить два раза: первый раз самостоятельно, второй — через магазин приложений, говорил РБК аналитик РАЭК Карен Казарян. Результатом такого регулирования может стать еще больший отток производителей игр и приложений в другие юрисдикции, предупреждал он.
Кроме того, увеличение налоговой нагрузки на IT-компании может привести к росту цен на их продукцию, предупреждали эксперты, опрошенные РБК.
Ирина Юзбекова, Фарида Рустамова