Согласно национальным проектам «Цифровая экономика» и «Образование», к 2021 году все городские школы должны быть подключены к интернету со скоростью не менее 100 Мбит/c. Для сельских этот показатель в два раза ниже (50 Мбит/с).
Однако, как демонстрирует мониторинг ОНФ, на данный момент лишь 26% школ страны имеют доступ в сеть со скоростью 100 Мбит/с. Такой скоростью могут похвастаться 42% городских учебных заведений, а 34% сельских имеют доступ к сети со скоростью 50 Мбит/с и выше.
— Сегодня идет активная цифровизация всех сфер жизни, и очевидно, что эти возможности должны быть у школ. Мы считаем, что наличие качественного доступа в интернет — это инструмент выравнивания образовательных возможностей для детей, — отметила в беседе с «Известиями» сопредседатель центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева. — Президент России Владимир Путин поручил правительству в перспективе до 2022 года обеспечить все школы страны скоростным интернетом. Это крайне актуально в условиях пандемии, когда часть образовательной программы дается с применением дистанционных технологий.
По ее словам, сейчас создается множество современных платформ с качественными материалами для поддержки общеобразовательного процесса. В ближайшие три-пять лет, прогнозирует Елена Шмелева, будет бурный рост их охвата, повышение качества контента — в том числе за счет конкуренции между ними.
— Подобные платформы могут изменить и расширить функцию учителя, особенно для малокомплектной школы. Учитель будет не только источником знаний, но и наставником, тьютором, будет показывать, как можно учиться с использованием технологических возможностей, — отметила она. — Это очень актуально для малокомплектных школ, где может не быть учителей по всем направлениям.
Такие школы, добавила Елена Шмелева, часто находятся в отдаленных районах. Если там не будет учебного заведения, не будет и доступа к цифровым сервисам. Это автоматически снизит конкурентоспособность местной молодежи, которая в большинстве своем будет вынуждена уехать.
Самая низкая скорость интернета, резюмировала она, зафиксирована в Республике Коми и Волгоградской области, в Ханты-Мансийском автономном округе и на Камчатке.
При этом, отметил сопредседатель центрального штаба ОНФ Алексей Комиссаров, результаты мониторинга показали, что 1,2% школ вообще не имеют доступа к интернету. А 18% школ, несмотря на наличие кабеля для высокоскоростного подключения, имеют фактическую скорость сети ниже 2 Мбит/с.
Минцифры, однако, оперирует другими данными. В ответ на запрос «Известий» в ведомстве сообщили, что на старте проекта в высокоскоростном интернете нуждались 26,5 тыс. школ. Из них 7240 образовательных заведений (26%) были подключены в 2019 году. К концу текущего года такой доступ в сеть получат еще 8377 учебных заведений (32%). В 2021-м выход во всемирную паутину с установленной нацпроектом скоростью получат еще 10 900 организаций (41%).
— Очередной этап подключения социально значимых объектов, в том числе школ, завершился 30 сентября 2020 года, — добавили в пресс-службе министерства.
Роутеры и слаботочные сети чаще всего становятся причиной низкой скорости, отмечается в исследовании ОНФ. На это в Минцифры России заявили, что прием работ от исполнителей осуществляется по контрактам.
— При приемке работ учитываются только объективные измерения, а не опросы, а именно: в каждой школе осуществляются инструментальные замеры скорости интернета по методике, которая прописана в контрактах. В комиссию по приемке работ входит представитель региона, представитель подрядчика (в каждом регионе он свой) и представитель образовательного учреждения, — уточнили в ведомстве.
Есть у ОНФ вопросы и относительно тарифов.
— 22% школ платят за интернет вдвое больше средней цены по России, а 6% — больше чем в три раза. Есть также примеры тарифов, в шесть и более раз превышающих среднюю стоимость услуги по стране, — рассказал Алексей Комиссаров.
Самая высокая стоимость услуг провайдера в Республике Коми, Курганской области, Ямало-Ненецком автономном округе, добавила сопредседатель Центрального штаба ОНФ.
Интернет в школах, подключаемых по проекту, оплачивается из федерального бюджета, и тарифы, по которым предоставляется доступ в сеть, едины для всего региона, возражают в Минцифры.
— Более того, федеральным проектом предусмотрены специальные услуги по фильтрации трафика, защиты от атак и персональных данных школьников и учителей, а также оплата доступа в сеть для подключенных объектов на период до 2024 года, — сообщили в ведомстве.
По результатам исследования Елена Шмелева направила премьеру Михаилу Мишустину письмо с предложением провести аудит наличия в школах современного оборудования, позволяющего обеспечить высокоскоростной доступ в интернет, и провести мониторинг цен провайдеров. Кроме того, в документе говорится о необходимости обновить в здании школ инфраструктуру для функционирования сети.
В крупных российских городах обеспечить интернет на скорости 100 Мбит/с не представляется проблемой, считает эксперт по сетевым решениям ИТ-компании КРОК Александр Сигачёв.
— Такую услугу предоставляют интернет-провайдеры, которые протянут кабели до нужного здания и установят свое оборудование. В малых населенных пунктах скорость магистральных каналов связи, по которым интернет приходит в город или село, может быть значительно ниже. И чтобы обеспечить здесь высокоскоростное подключение, могут потребоваться дополнительные инвестиции оператора связи в магистральную инфраструктуру, — пояснил он.
По словам зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Максима Зайцева, ценообразование в области доступа в интернет зависит от региона.
— Например, на Дальнем Востоке интернет гораздо дороже. Вопрос в том, чтобы государство субсидировало школы и полностью обеспечивало как подключение к интернету, так и оплату этого подключения. А не муниципалитеты, как это происходит сейчас, — сказал он «Известиям».
Кроме того, цены на контракты могут завышать недобросовестные чиновники, считает он.
— Очевидно, что мы не сможем достигнуть срока, указанного в нацпроекте (к 2021 году. — «Известия»), — резюмировал он. — Они так уже сдвигались несколько раз и могут быть сдвинуты еще раз.
За оставшиеся полгода выполнить показатели невозможно, заявил депутат. 100-процентный или близкий к этому результат он прогнозирует к 2023–2024 году.
В том, что эта часть нацпроекта не будет выполнена к 2021 году, уверена и заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
— Во многих случаях требуются серьезные инвестиции. С одной стороны, в рамках нацпроекта «Образование» можно приобрести необходимое оборудование для высокоскоростного интернета. Однако если нет соответствующей инфраструктуры — сигнал слабый, или его нет вовсе, то никакое оборудование вам не поможет, — заявила она.
По ее словам, на сроки подключения школ к скоростному интернету повлияла и пандемия. С ее началом приоритеты изменились: сейчас на первом месте здравоохранение и сохранение рабочих мест.
В Минпросвещения «Известиям» подтвердили наличие проблемы с повышением скорости интернета в ряде регионов. Работа ведомств (включая Минцифры. — «Известия») ведется в активном режиме, и точные объемы охвата высокоскоростным интернетом образовательной среды и данные по дооснащению будут доступны уже до конца года, сообщили в министерстве.
Подключение всех образовательных организаций к высокоскоростному интернету должно быть обеспечено до конца 2021 года, настаивают в Минпросвещения и Минцифры. Это позволит использовать в них современный интерактивный контент, виртуальные лаборатории, тренажеры, даст дополнительные возможности для педагогов и учащихся.
Ярослава Костенко