Вчера на круглом столе "Новая модель ведения бизнеса в области ТВ и телекомпании в условиях падения доходов" в рамках выставки CSTB участники рынка платного ТВ высказали свои опасения относительно выхода американского видеосервиса Netflix в Россию. Netflix открыл доступ к своему контенту для жителей России и еще 129 стран в начале января. Из-за доступности Netflix для российских пользователей рынок может откатиться на 15 лет назад, заявил вчера гендиректор "Сигнал Медиа" Михаил Ковальчук.
Сейчас интерфейс сервиса поддерживает только английский язык, но участники рынка не согласны с подобной стратегией: среди предложений участников круглого стола — "как минимум" обязать сервисы типа Netflix русифицироваться. Кроме того, учитывая обесценивание рубля, "очень дешево" стал стоить российский контент, отметил гендиректор "Цифрового телевидения" Кирилл Лыско. "Может быть, стоит подумать, как препятствовать скупке российского контента задешево",— предложил он.
Компенсирующей мерой, по мнению главы ассоциации "Интернет-видео" Алексея Бырдина, может стать снижение барьера между российскими и зарубежными OTT-сервисами в отношении налогообложения — таким образом, иностранные игроки будут обязаны платить налоги в России. "Netflix, работая в России, обязательно должен платить налоги, в том числе НДС, в российский бюджет",— считает гендиректор TVzavr Марина Сурыгина. Подобная инициатива обсуждается на законодательном уровне, напомнил депутат Госдумы Леонид Левин: в конце 2015 года в Госдуму был внесен законопроект об НДС для сделок через интернет, который даст возможность приблизить стоимость отечественного контента к зарубежному.
Падение рубля ставит в более выгодное положение не только зарубежные онлайн-кинотеатры, но и зарубежных правообладателей, говорит гендиректор "Акадо" Сергей Назаров. Последние уже окупили свой контент на других рынках, поэтому нужно обязать их номинировать цены на контент в рублях, считает он. "Но будет ли такой рынок интересен поставщикам — большой вопрос",— сомневается гендиректор онлайн-кинотеатра Megogo в России Виктор Чеканов. В целом перечень предложений от "запретить" или "заставить" до "принудительно русифицировать" вызывает много вопросов, констатирует он.
Господин Назаров также надеется, что со временем рынок придет к тому, что онлайн-кинотеатры будут отчислять операторам часть своих доходов. "Законодателям нужно дать передышку операторам и поупражняться на OTT",— добавляет директор департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ МТС Наталья Братчикова. Изменения последних года-двух негативно сказались на операторах, объясняет она: операторы потеряли доходы от каналов второго мультиплекса, вынуждены были увеличить капитальные затраты. Поддерживают введение регулирования для OTT и в "МегаФоне". Компания сама развивает подобные сервисы, но пока это серый рынок, инвестировать в него не очень удобно, рассказал директор по работе с госорганами "МегаФона" Дмитрий Петров.
Впрочем, не все онлайн-кинотеатры считают, что ужесточение законодательного регулирования будет способствовать развитию отрасли. "Наш сегмент потому и является таким прогрессивным и диверсифицированным, что в нем действуют рыночные законы — лицензионные, продуктовые, контентные",— говорит вице-президент по контентной политике онлайн-кинотеатра ivi.ru Ольга Филипук.
Видеосервис Netflix создан в 1997 году, помимо предоставления услуги "видео по запросу" (VoD) компания производит собственный контент. За январь--сентябрь 2015 сервис заработал $4,9 млрд. В России объем рынка легальных онлайн-видеосервисов по итогам 2015 года оценивался "ТМТ Консалтинг" в 3,8 млрд руб., что на 45% выше уровня 2014 года. По данным Json & Partners, на конец 2014 года лидерами рынка были ivi.ru (доля 13,3%), Okko (10,6%), Tvigle (7,7%), Videomore (7%), iTunes (6,9%), Zoomby (4,6%), Megogo (4,2%).
Елизавета Макарова, Анна Балашова