Нет-арт – искусство, которое не может существовать вне контекста современных технологий – пришло в нашу страну где-то в самом конце двадцатого века. За рубежом с этим экспериментировали и ранее. Сегодня направлением интересуются многие деятели, в том числе и театральной среды. Дело в том, что с тех пор, как новые технологии стали неотделимы от человеческой жизни (социальные сети, мобильные приложения и проч.), они стали давать большие возможности влияния на аудиторию. Сегодняшний театр находится в поиске новых форм, новых средств выражения, новых путей воздействия на зрителя. Один из главных современных трендов состоит в поиске таких условий, что бы зритель во время представления был не пассивным наблюдателем, а мог влиять на события, разворачивающиеся перед ним. Возможность осуществления этой идеи дает театру именно синтез с современными технологиями.
Приведем несколько примеров, о которых рассказал участникам встречи Science & Art координатор проектов театра-фестиваля «Балтийский дом» Алексей Платунов. Сейчас в Новой Зеландии проходит фестиваль виртуального театра. Базой для этого проекта организаторы выбрали платформу Apstage. Платформа позволяет художникам, режиссерам, актерам взаимодействовать друг с другом, находясь в разных точках мира. Причем взаимодействовать профессионально – создавать виртуальные постановки, спектакли. В этом же пространстве находится и зритель, который может не только наблюдать за действием, но и, используя возможности Apstage, влиять на происходящее на нет-сцене.
«Кроме того, - продолжает Алексей Платунов, - Интернет – это огромное количество платформ, где зритель уже присутствует. Возьмем, к примеру, сетевые игры. Игры, у которых уже есть большая аудитория. Театр может приходить и на эту, уже существующую площадку. Был эксперимент, довольно наивный по исполнению, но вполне оригинальный по своей идее: любительский сетевой театр. Группа людей объединилась на уже существующей игровой платформе и внезапно стала действовать по своему – разыгрывать «Гамлета» виртуальными персонажами. Это показательно в плане того, что можно театрально осваивать уже существующие популярные сетевые пространства».
Отметил г-н Платунов и еще один виртуальный театральный проект некой британской группы: организаторы установили камеры в одном отдельно взятом пространстве, состоявшем из множества помещений. В каждой комнате пространства шла жизнь – мини представление. Зритель погружается в эту среду с помощью определенного оборудования (маска, камера, очки, наушники) и становится соучастником театрального процесса. Он может переходить из одного помещения в другое, влиять на актеров. Более того, на зрителя тоже оказывается воздействие – у него могут вызвать боль, на несколько мгновений ослепить с помощью вспышки и проч. И этот же зритель является ретранслятором – все, что он видит, транслируется в Интернет.
Таким образом, мировая культура уже вовсю использует потенциал ИТ в своих целях. Происходит нечто подобное и в нашем городе. К примеру, в скором времени в Петербурге появится экспериментальная сцена Александринского театра, где планируется проводить интернет-трансляции, проекции спектаклей в фойе и создавать другие проекты на стыке новых технологий и искусства. Советник по информационным и интернет-технологиям Александринского театра Андрей Кононов считает, что возможностей подобного синтеза очень много.«Новые технологии, хотим мы этого или не хотим, появляются и внедряются в жизнь, – говорит г-н Кононов. – Создаются новинки связи, появляются новые рынки. И, на мой взгляд, будущее театра состоит не во взаимодействие с какой-то одной определенной технологией, а в синтезе со многими из них. Оно будет существовать на стыке кинематографических, игровых, мультипликационных, 3D-технологий. Тут же захват движения, передача кинематики. Все это существует и грех им не пользоваться. Экспериментируйте!»
По-своему прокомментировал необходимость целенаправленно развития в нашей стране синтеза искусств и новых технологий доктор технических наук ИТМО Сергей Стафеев. По его мнению, новые информационные пространства требуют своего контента и этот контент у них в любом случае появится. «Если его не предложит отечественное искусство, - считает Сергей Стафеев, - то предложит западная культура сомнительного качества. Поскольку внедрение ИТ в повседневную человеческую жизнь – процесс необратимый, то наша обязанность придать ему нужное направление и нужное наполнение».
Директор по связям с общественностью компании «Смарт Музей» Андрей Хапсасов, принимавший участие в конференции, так прокомментировал корреспонденту spbIT.ru прошедшее мероприятие. «Совершенно очевидно, что современному театру просто необходимо внедрять новые технологии, чтобы составить конкуренцию кинотеатрам и прочим чисто развлекательным объектам. Современного зрителя трудно чем-то удивить, не все из них могут оценить игру актеров или общий драматизм сюжета, но вот если подать материал в красивой, технологичной, обертке, то эффект будет. Наша компания работает на стыке культуры и хайтека. Прежде всего, это мобильные интерактивные технологии и дополненная реальность. Мы понимаем, какие инструменты можно дать зрителю, что его заинтересовать, дать ему возможность построить долгосрочные отношения с театром. Собственно, мы работаем в этом направлении, уже есть некоторые результаты, но говорить о них открыто пока преждевременно».
Знаменитый театральный режиссер Андрей Могучий, в рамках фестиваля которого и была проведена дискуссия, явно заинтересован в развитии театральных жанров на виртуальных площадках. «В сети Интернет мы входим в жесткое пространство, где игры уже идут на грани с реальной жизнью. Даже в социальных сетях есть польза для драматургии, как минимум в изучении, создании характеров. Идей на эту тему у нас очень много очень много. Мы можем из этого вытягивать какие-то художественные, эстетические смыслы. Посмотрим, что у нас получится».