Новый законопроект, обязующий мобильных операторов в течение трехлетнего срока сохранять абсолютно всю информацию об оказанных абонентам услугах, жестко раскритикован как самими поставщиками мобильной связи, так и независимыми экспертами в данной области.
Напомним: в начале апреля на рассмотрение Госдумы был представлен проект нового закона, разработанный в рамках усиления антитеррористической борьбы в нашей стране. Согласно документу, все операторы, действующие на территории РФ, обязаны в течение 3-х лет хранить все данные о голосовых вызовах своих клиентов, а также информацию об отправленных и принятых ими SMS- и MMS-сообщениях и данные интернет-трафика. При этом сохранять требуется не просто данные о фактах связи абонентов, но также полное содержание разговоров и переписки, звук, изображения и различные файлы.
Сами операторы уже подсчитали, какой примерный объем данных им придется хранить в дата-центрах, и выяснили, что имеющихся серверов в нашей стране недостаточно, поэтому придется вкладываться в строительство новых. Оказалось, что даже с учетом уже действующих хранилищ требуемые затраты (на аренду и обслуживание оборудования, а также на строительство дополнительных мощностей) в несколько раз превысят годовую выручку компаний.
Так, например, в «МегаФоне» озвучили цифру в 1,4 триллиона рублей. В «Билайне» подсчитали, что потребуется потратить около 2,1 триллиона рублей. Общий объем подлежащей хранению информации оценен в 1700 эксабайт. Операторы не готовы вкладывать такие суммы и намерены выступить на следующем обсуждении проекта. Как отметили в «Ростелекоме», мобильные компании будут настаивать на внесении определенных поправок.
Специалисты из области мобильных сетей и юристы считают, что правительство не должно перекладывать всю техническую реализацию столь важного закона только на операторов. По их мнению, необходимые расходы окажутся непосильными даже для самых крупных компаний, поэтому необходимо предусмотреть хотя бы частичное государственное финансирование проекта.