По признанию операторов сотовой связи, поскольку получение разрешений на базовые станции занимает около полугода (иногда и до года), при расширении сетей они предусмотрительно оформляли заявки на большее количество частот. Теперь сложная экономическая ситуация вносит свои коррективы. Операторы стремятся снизить капитальные затраты, отказываются от расширения сетей и, соответственно, от частот, полученных "про запас".
"За время получения разрешения на использование радиочастот планы по строительству сети у оператора могут меняться. Например, иногда, чтобы обеспечить оптимальное в точки зрения затрат развертывание сети, оператор принимает решение не строить все базовые станции, указанные в разрешении на использование радиочастот, - поясняет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. - Тогда оператор подает заявление в Роскомнадзор с просьбой о прекращении действия разрешения либо полностью, либо в части некоторых базовых станций. Это также целесообразно, поскольку позволяет контролировать операционные затраты на использование радиочастотного спектра, так как плата за использование радиочастот спектр взимается с момента выдачи разрешения, независимо от того, построена базовая станция или нет".
"В прошлом году мы заказали большое количество частот, но инвестиционная программа была уменьшена в два-три раза, - говорит глава "СМАРТС Холдинг" Андрей Гиреев. - В результате многие частоты оказались избыточны. Платить за них сейчас бессмысленно".
Для Tele2 максимальное сокращение издержек - стиль ведения бизнеса, а не вынужденная мера. "Мы действительно регулярно проводим анализ используемых радиочастот и осуществляем оптимизацию, которая позволит сократить лишние расходы, возвращая государству неиспользуемые частоты, - отмечает руководитель направления внешних связей "Tele2 Россия" Сергей Андрияшкин. - Принцип сокращения издержек является краеугольным камнем нашего подхода к ведению бизнеса".
Между тем, "ВымпелКом" не признает, что отказ от почти сотни частотных присвоений вызван необходимостью сокращения издержек. "Это обычный рабочий процесс, когда корректируются частотные планы и компания отказывается от неиспользуемых частот, - говорит пресс-секретарь компании Ксения Корнеева. - Подобного рода аннулирования происходят ежемесячно". Оператора больше волнует новый порядок платы за использование частотного спектра, который вводится с 1 октября.
"Конечно, в "ВымпелКоме" есть ряд проектов, направленных на оптимизацию расходов, мы проводим оценку рентабельности, но это проходит не в ущерб абонентам и покрытию, - продолжает Ксения Корнеева. - И сегодняшние аннулирования с кризисом не связаны".