Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что сейчас при совершении покупок или оплате услуг у людей под разными предлогами собирают номера телефонов, адреса электронной почты и другие личные сведения — даже в тех случаях, когда предоставление такой информации не является обязательным. "Прежде всего это касается онлайн-магазинов. Принятие соответствующих поправок позволит дополнительно защитить права потребителей", - уточнил он.
В Госдуме отметили, что в статье 16 закона "О защите прав потребителей" также предложено закрепить перечень недопустимых условий договора. "К таким условиям могут быть отнесены, например, установление штрафных санкций для потребителя за отказ от исполнения договора, оказание дополнительных услуг за плату без согласия потребителя, ограничение права выбора способа и формы оплаты. Положения, устанавливающие перечень недопустимых условий договора, распространятся и на ранее заключенные договоры", - рассказали в ведомстве.
Старший юрисконсульт Linxdatacenter в Петербурге Алексей Юсупов отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения отражают системное толкование принципов, заложенных законодателем в суть Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" ("Закон о защите прав потребителей"), Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" ("Закон о персональных данных").
"На фоне развивающегося тренда по повышению уровня регулирования и контроля за обработкой ПДн развитие положений "Закона о защите прав потребителей" в части предоставления потребителям дополнительных гарантий защиты прав и законных интересов выглядит вполне логичной мерой ввиду очевидного неравного положения потребителей в правоотношениях с иными субъектами предпринимательской деятельности", - считает юрист. По его словам, внесение прямого запрета на отказ от заключения, исполнения или расторжения сделки в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, когда предоставление таких данных необходимо для заключения или исполнения договора, не является по своей природе законодательной новеллой. "Ставить в зависимость заключение договора от приобретения потребителем дополнительных услуг и или совершения потребителем действий, не относящихся к сути заключаемого договора или его исполнению, нельзя было и до рассмотрения обсуждаемого законопроекта. Иными словами, такие положения закона существовали и ранее", - объясняет Алексей Юсупов. По его словам, в данном случае законодатель дублирует основные принципы и существующие нормы регулирования правоотношений с потребителями, устанавливая императивный запрет на сбор ПДн без прямого волеизъявления субъекта ПДн.
"Предлагаемые изменения по части запрета на отказ от заключения, исполнения или расторжения договора в связи с возможностью отказа потребителем предоставить свои персональные данные повлечет необходимость для коммерческих субъектов пересмотреть порядок сбора ПДн. Хозяйствующим субъектам придется комплексно пересмотреть подход к сбору ПДн, возможно произвести мероприятия по внеплановому аудиту ПДн, что определённо повлечет дополнительные расходы на контрольно-организационные процедуры", - пояснил юрист.
Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Ассоциации юристов России, Павел Катков отмечает, что проектируемые нормы до пункта 4 предлагаемой к принятию статьи предоставляют из себя попытку собрать в один пакет нарушения, допускаемые в отношении потребителей. "И если ранее юристам надо было доказывать незаконность тех или иных норм (например, о подсудности), то теперь их собрали в одном месте и прямо сказали: так нельзя", - уточняет он. По его словам, гораздо большие опасения вызывает пункт 4 проектируемой статьи, согласно которому "Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем".
"На мой взгляд, исполнителю услуги виднее, когда ему нужны, а когда не нужны персональные данные, и какие. Обязанность их предоставить может быть не предусмотрена законом - законом всего не предусмотришь. Из чего следует, что, если мне нужны персональные данные, но обязательность их предоставления не предусмотрена законом, я не могу их получить. Это неразумно", - считает юрист. По его словам, там есть оговорка про непосредственную связь с исполнением договора с потребителем. "Но теперь, например мне, как онлайн-школе, надо будет эту связь доказывать. Сделать это, впрочем, будет несложно: для оказания услуг EdTech-отрасли нам необходимо и имя, и телефон, и электронный адрес - посредством этих данных мы с ним общаемся, информируем о расписании, даём доступы к урокам, идентифицируем в информационных технологических системах", - говорит Павел Катков.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов считает, что поправки не предполагают никаких изменений для добросовестных участников рынка. "Все они работают в строгом соответствии с требованиями закона "О защите персональных данных" и сведения о покупателе собирают исключительно для исполнения договора, что, собственно, прописано в поправках. Так, почта необходима для отправки электронного чека, а адрес покупатель сообщает только тогда, когда заказывает доставку домой, в других случаях он не требуется", - отмечает эксперт. По его словам, отчасти поправки могут стать хорошим барьером и защитить потребителей от недобросовестных игроков, владельцев ресурсов, которые под видом интернет-магазинов целенаправленно занимаются сбором персональных данных. "Речь идет о площадках, где потенциальный покупатель не может даже ознакомиться с каталогом товаров, пока не зарегистрируется, то есть не сообщит свои ПДн", - уточнил Артем Соколов.
Напомним, что в начале апреля группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект, ужесточающий требования к операторам персональных данных, которым, в том числе, предлагается установить прямой запрет на отказ гражданам в оказании услуг в случае, если человек не хочет оставлять свои персональные данные.
Павел Катков прямой конкуренции этого ПФЗ с законопроектом депутата Хинштейна не видит, так как в последнем основным предметом регулирования является трансграничная передача данных. "В любом случае, активность законодателя вызывает опасения за нашу молодую EdTech-отрасль: как бы ее не зарегулировали избыточно раньше времени. Если же цель - иностранные сервисы, то в эти правовые акты надо прямо вводить такую оговорку, а не ухудшать ситуацию для всех", - говорит он.
Артем Соколов из АКИТ также считает, что два законопроекта абсолютно не пересекаются.
Ирина Приборкина