Новый закон начнет действовать в конце июля (через месяц после официальной публикации), а бизнес сможет получить новые льготы задним числом, поскольку закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Законом введена пониженная до 12,5% на 2018-2020 годы (в дальнейшем — до 13,5%) налоговая ставка на прибыль для организаций, инвестирующих в создание или модернизацию центров обработки и хранения данных (ЦОД) суммы от 500 млн руб., а также для компаний, осуществляющих экспорт ПО.
Доля экспорта должна составлять не менее 70% от объема выручки, при этом 90% выручки компании должно приходиться на вид деятельности «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги».
«Санкт-Петербург стал первым в России городом, предоставившим льготы компаниям, инвестирующим в центры обработки данных, — утверждает Иван Филиппов, председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП), разработавшего закон. — Сегодня такие центры — ключевой элемент инфраструктуры рынка цифровых технологий, и мы считаем принципиально важным поддержать эту отрасль в силу ее стратегического значения. Кроме того, мы предоставили льготы экспортерам программного обеспечения».
По информации КЭПиСП, сейчас в Петербурге существует только один крупный ЦОД. В Москве их девять, а 44% всех мощностей мировых ЦОДов расположены в США. Их услугами пользуются компании разных сфер экономики, имеющие дело с большими объемами данных (банки, интернет-провайдеры, почтовые операторы, разработчики IT, торговые компании и т.д.). ЦОДы также предоставляют услуги по вычислениям, требующим мощных компьютеров.
Как ранее комментировал РБК Петербург готовящийся закон генеральный директор IT-компании «Рексофт» Александр Егоров, поддержка отечественному бизнесу, инвестирующему в строительство ЦОДов, действительно необходима, поскольку российским игрокам трудно конкурировать с мировыми гигантами, Google и Amazon, на долю которых сейчас приходится почти 80% мирового рынка этих услуг. В то же время в Петербурге сейчас наблюдается рост спроса на услуги ЦОДов.
На локальном уровне петербургские компании могли бы успешно противостоять транснациональным игрокам, поскольку у них нет площадок в России, что создает дополнительные возможности для петербургских создателей ЦОДов. «Обычные компании, у которых нет сильной команды программистов, будут заказывать ЦОДам услуги по хранению и обработке данных, а такие компании, как наша, — аренду помещений», — пояснил глава «Рексофт».
Одобряют участники рынка и льготы экспортерам ПО. «Надо тратить средства на стимулирование развития перспективных направлений в экономике, а не поддерживать на плаву умирающие, как нередко делалось в нашей стране», — уверен президент НП «Руссофт» Валентин Макаров.
Впрочем, он обращает внимание на особенность закона — льготы получат не все экспортеры, а только крупные. «Такой большой долей экспорта обладают лишь расположенные в Петербурге центры разработки зарубежных корпораций, а также российские компании, продающие свои услуги на глобальном рынке, — говорит Валентин Макаров. — Обычные компании комбинируют экспорт с работой на внутренний рынок и у них доля экспорта обычно довольно мала. Они льготы не получат». Впрочем, он оговаривается, что обычные компании в принципе могут получить льготу — если выделят свое экспортное направление в отдельный бизнес. И этот процесс пойдет, уверен глава «Руссофта».
Александр Егоров считает, что льготы будут особенно полезны компаниям, пытающимся выйти на мировые рынки со своими передовыми разработками. «Их нужно поддерживать любыми доступными способами, потому что они сталкиваются с жесткой мировой конкуренцией», — уверен эксперт.
Кроме того, отмечает Валентин Макаров, льготы стимулируют иностранные компании создавать свои российские дочки, поскольку, как следует из законопроекта, льготы получают только российские резиденты — юрлица. «При этом вся их налоговая база оказывается в России, что государству конечно выгодно, — поясняет эксперт. — Это хороший механизм привлечения к нам иностранных инвестиций».
Владимир Грязневич