По мнению аналитиков Altimo, основным последствием мирового экономического спада является снижение ARPU и прибыли, что ведет к замедлению роста проникновения мобильной связи и сокращению капитальных затрат. Однако если первоначальный спад спровоцировал рост внимания инвесторов к наименее рисковым рынкам стран Европы и США, то позже возобладала обратная тенденция, когда предпочтение вновь отдается перспективным рынкам развивающихся стран. Телекоммуникационные рынки Азии сохранят свою инвестиционную привлекательность. В течение последующих трех лет их привлекательность продолжит расти. Первую пятерку индекса Altimo представляют Индонезия, Филиппины, Узбекистан, Вьетнам и Иран. Замыкают же список европейские страны, в числе которых Великобритания, Ирландия, Дания, Эстония и Голландия, а также страны Африки и Ближнего Востока: Конго, Уганда, Израиль и Иордания.
«Мы считаем, что индустрия мобильной связи выдержала кризис и становится в результате одной из самых привлекательных отраслей мировой экономики», — заявил Кирилл Бабаев, старший вице-президент Altimo. При этом, по его словам, некоторые страны СНГ также показывают позитивную динамику, несмотря даже на экономические проблемы.
По мнению экспертов, индекс Altimo показал интересный тренд — кризис, похоже, даже позитивно сказался на привлекательности телекоммуникационной отрасли. Первый психологический шок кризиса был преодолен, и стало ясно, что риски работы на развивающихся рынках не так значимы, как тяжелая макроэкономическая картина состояния развитых стран.
Аналитик ИК «Велес Капитал» Илья Федотов считает индекс Altimo адекватно отражающим действительность рынков мобильной связи. Он обращает внимание на то, что один из основных индикаторов оценки, выбранный Altimo, — это рентабельность по EBIDTA, который действительно высок на развивающихся рынках. «Операторы в Индонезии и на Филиппинах обладают самым высоким показателем рентабельности по EBIDTA. В целом рентабельность на развивающихся рынках — около 45%, что на 10% выше, чем на развитых. В России этот показатель равен и вовсе 50%. Также в состав индекса Altimo входит такой показатель, как проникновение, который на развивающихся рынках также перспективен», — резюмирует эксперт.
Разделяет мнение коллег и генеральный директор компании «Сумма Телеком» Иван Прокопьев: «В отличие от европейских стран, где рынок мобильной связи уже достаточно насыщен, азиатский рынок находится в стадии развития, демонстрируя очень высокие темпы роста. Если до кризиса инвестиционный капитал достаточно активно двигался в развивающиеся страны, то в современных экономических условиях сложилась ситуация, когда реализация тех же самых бизнес-идей на данных рынках возможна при гораздо меньших затратах».