Казалось бы, современного клиента невозможно удивить таким привычным видом связи, как Wi-Fi. Однако если речь идет о корабле, куда невозможно подвести оптику для организации классического хот-спота, ситуация становится чуть сложнее и интереснее. Команды многих морских судов для выхода в сеть используют спутниковую связь. Для курсирующих по рекам теплоходов, которых достигают сигналы с вышек мобильных операторов, нашелся более эффективный путь: всенаправленные усиливающие антенны. Именно такое решение выбрала для своего пассажирского флота судоходная компания «Водоходъ», лидер на рынке речных круизов.
Реализовать данное решение было доверено петербургскому провайдеру «ВестКолл». Сотрудничество компаний началось в 2004 году, когда оператор «Телепорт», интегрированный впоследствии «ВестКолл», начал предоставлять услуги традиционной телефонии по Е1 и Интернету в офисе «ВодоходЪ» на пр. Обуховской обороны (Санкт-Петербург).
К окончательному решению компании-партнеры пришли не сразу, совершенствуя его на протяжении года. Первоначально сеть Wi-Fi на теплоходах круизного оператора была организована на базе мобильного Интернета и USB-роутера, затем в дополнение к ним установили усиливающие мобильный сигнал антенны, направленные на берега, по две с каждого борта. Однако и они незначительно повлияли на качество связи. «Отличительной особенностью корабельного Интернета является нестабильность канала связи с землей. Если антенны с одного борта могут держать связь, то с другого могут находиться в поиске сети. Ситуация меняется каждую минуту. Специальный алгоритм оперативно распределяет трафик с антенн, где временно нет Интернета, на те антенны, где он есть», – объясняют в «ВестКолл». В настоящий момент антенны «ловят» сеть оператора «Мегафон», испытания проходят зоны покрытия МТС и «Билайн».
Наконец, в 2018 году был реализован пилотный проект на четырехпалубном теплоходе «Георгий Чичерин»: судно оснастили восемью радиомодулями с десятью всенаправленными антеннами. По сравнению с подключением спутникового Интернета, вариант всенаправленных антенн надежнее по скорости и стабильности сигнала, при этом реализация такого решения в разы ниже по стоимости.
В ЦОДе ВестКолл находится ИТ-оборудование «Водохода»: маршрутизаторы с интегрированной системой мониторинга. Сюда поступают данные о траектории пути судна и состоянии сети, за которыми удаленно наблюдают системные администраторы перевозчика. При сбое в работе одной-двух антенн они сообщают об этом радисту корабля и дают указание перезагрузить антенны.
Важность стабильного Интернета на корабле трудно переоценить. Для пассажиров это и связь с внешним миром, и рабочая почта, и, разумеется, снимки с отдыха в Instagram. Логин-пароль выдаются им при регистрации на рейс, и, соответственно, обязательная аутентификация в сети осуществляется по паспортным данным. Также используется метод авторизации по номеру телефона: через SMS или по звонку. «Первым способом предпочитают пользоваться иностранные пассажиры, вторым – граждане РФ», – делятся наблюдениями в ВестКолл.
Для экипажа, кроме того, Wi-Fi – посредник для выгрузки отчетов в систему 1C и связи по электронной почте между кораблем и берегом.
«Смотр» теплохода оказался успешным: за неделю круиза «Санкт-Петербург – Москва», с заходом в Кижи, Ярославль и другие города, при длине водного пути 1800 км, потери связи составили не более двух часов. При этом скорость мобильного Интернета достигала 80 Мбит/сек. Снижение качества связи было зафиксировано только вдали от берегов, при пересечении Ладожского и Онежского озер. Тестирование, мониторинг, оперативное устранение неполадок в рамках проекта велись силами обеих компаний.
По результатам данного пилота ожидается, что вслед за теплоходом «Георгий Чичерин» аналогичная модернизация системы связи последует на других теплоходах «ВодоходЪ» – их у оператора более 25. Сейчас воспользоваться доступом в Интернет можно сейчас в барах каждого из оснащенных теплоходов. При этом разрабатываются проекты по покрытию WI-FI не только баров, но и всех кают и палуб речных судов компании.