Еще недавно операторы сотовой связи и интернета пытались воззвать к голосу разума властей и убедить их, что реализовать большинство законодательных требований по обеспечению общественной безопасности и выравнивания стоимости услуг для путешествующих по стране абонентов сложно, а местами и невозможно. Но в 2018 году участники рынка, кажется, смирились и приготовились жить в новых условиях. Уже ни для кого не секрет, что большая часть мер обойдется в миллиарды, а повышение НДС на два процентных пункта с 2019 года будет дополнительно давить на рентабельность.
Поэтому началась увлекательная игра — как поднять цены, не привлекая внимания абонентов. Если небольшие региональные провайдеры домашнего интернета уже в мае, сетуя на тяжелую ситуацию, начали поднимать цены на 8–10%, то «большая четверка» и лидеры рынка ШПД долгое время занимали выжидательную позицию. Первыми из крупных игроков нервы сдали у «Ростелекома», который в последние два месяца как локомотив прокатился по всем регионам, индексируя архивные тарифы на 20–30 руб. Стесняться после этого было уже нечего. В декабре провайдеры наиболее конкурентного столичного рынка накинули своим абонентам по 50 руб. в счет, правда, добавив при этом скорости.
Мобильные операторы вынуждены действовать более изощренно, поскольку именно к ним приковано все внимание. Кроме того, по экспертным оценкам, для фиксированного интернета повышение цены на 10% приводит к оттоку базы на 2%, а вот для мобильной связи повышение на том же уровне приведет к оттоку на 12%, в связи с чем оператор неминуемо столкнется с серьезным падением доходов. Происходить это будет из-за того, что сейчас у многих абонентов больше двух сим-карт на руках и при росте цен они будут просто отказываться от второго и третьего номера.
Однако голод не тетка, и сотовые компании уже развернули активную деятельность по выживанию абонентов с дешевых архивных тарифов. «Вымпелком» еще в мае начал увеличивать объем интернета в предоплатных пакетах, чем объяснялось, например, то, что некоторые архивные тарифы 2014 и 2015 годов подорожали с 600 до 730 руб. В МТС осенью отказались от минимального тарифа, а условия идущего следом за ним пакета изменились так: абонентская плата сократилась на 100 руб., пакет включенных минут при этом снизился с 550 до 200, а трафик — с 5 до 4 Гб. «МегаФон» в ноябре оповестил абонентов о переводе их с архивных тарифов на новые, в результате чего абонентская плата у некоторых выросла на 200 руб., а также поднял цены на международный роуминг. С декабря Tele2 повысил цены на некоторые услуги мобильного интернета.
Все подобные движения компании объясняют непреодолимым желанием причинить радость абоненту — дать ему больше трафика, чтобы он чаще смотрел YouTube и не отвлекался на мелочи вроде абонентской платы. Практически каждую неделю в разных регионах страны у «большой четверки» появляются акционные тарифы, цена на которые поднимется через несколько месяцев. И это только начало. Так, в конце декабря «Вымпелком», «МегаФон» и Tele2 оповестили клиентов ряда корпоративных и архивных тарифов о повышении цен на уровень НДС с января. Первоначально удорожание составит около 1,6%, однако, чтобы компенсировать повышение налога по всей цепочке ценообразования услуг, тарифы в перспективе могут подрасти на 10–20%, а окончательные суммы операторы заложат в новых тарифах, которые появятся в начале 2019 года, полагают аналитики. В частности, Content Review предрекает, что уже в начале 2019 года все операторы переведут текущие тарифы в разряд архивных.
Конечно, если бы операторы столько лет не демпинговали, перетягивая друг у друга клиентов, сейчас им не пришлось бы идти на ухищрения и воспитывать в абонентах привычку потреблять больше услуг за большую плату. Ни законодатели, ни ФАС, ни Минкомсвязь не заставляли компании опускать цены — двигателем процесса была их собственная жадность. Зато в 2018 году мы еще могли радоваться, что российская сотовая связь — одна из самых дешевых в мире. Сохраните счета на память, скорее всего, больше такого уже не будет.
Юлия Тишина