Издание «КоммерсантЪ» сообщило, что по результатам продаж МегаФона спрос на смартфоны, побывавшие в употреблении, увеличился больше, чем в 2,5 раза в сравнении с маем. В МТС, а также в других центрах продаж также сообщили об увеличении интереса к подержанным устройствам. В среднем продажи б/у устройств растут на 50% ежемесячно, если измерять в количественном соотношении проданных товаров. Это объясняется тем, что даже при введении схемы параллельного импорта нет возможности устранить дефицит девайсов на рыке.
По сообщению пресс-службы «Яндекс.Маркета», покупая не новые устройства, пользователи предпочитают выбирать известные бренды, такие как Apple, Samsung. Xiaomi и Huawei, при этом предпочтение отдается флагманским моделям или смартфонам, схожим с ними по характеристикам. Так, наибольшим спросом пользуются iPhone Xr, 11, а также модели, выпущенные после них, и Samsung S10, S20 и S21.
При этом по рынку продаж новых устройств, напротив, наблюдается спад. По сведениям «Марвел-Дистрибуции», падение год к году произошло существенное, больше чем на треть и в штуках, и в деньгах, при этом в деньгах всё же больше: на 38,7% по сравнению с 35,5% в количестве проданных устройств. Сравнение месяц к месяцу тоже дает негативную картину: в мае было продано 1,7 млн единиц техники на 39,2 млрд рублей, в то время как в июне произошло снижение продаж до 1,5 млн единиц на сумму 32,5 млрд рублей, что показывает снижение спроса на 11,8% в количественном выражении и 17,4% - в денежном. Аналитики полагают, что падение интереса к новым устройствам может быть связано как с переключением внимания на более дешевые подержанные устройства, так и с появлением серого рынка смартфонов, не предоставляющего данные о продажах.
В крупном ритейлере предположили, что статистика операторов мобильной связи может быть связана с тем, что они только недавно открыли продажи подержанных аппаратов: так, в «Связном» они начали продаваться полтора года назад, в «МегаФоне» продажи б/у устройств стартовали 3 месяца назад, а в МТС торгуют подержанной техникой всего полтора месяца.
После начала специальной военной операции на территории Украины и объявления России санкций, многие зарубежные производители официально ушли с российского рынка, что повлекло за собой не только дефицит самих устройств, но и комплектующих, необходимых для их ремонта. В результате чего в отдельных случаях ремонтные центры используют новые устройства для того, чтобы получить детали для замены в ремонтируемых изделиях. Также отмечается увеличение количества китайских марок в продаже, призванных заменить ушедших зарубежных производителей. Участники рынка предсказывают, что к осени до 90% продаж придется именно на китайские модели смартфонов.
В этом контексте мобильный «секонд-хенд» может быть интересен пользователям как качественная альтернатива, с учетом соотношения цена-качество в разных сегментах стоимости.
Впрочем, эксперты полагают, что несмотря на рост интереса покупателей к устройствам, бывшим в употреблении, этот рынок займет не более 25% от всех продаж самртфонов в 2022 году. Однако из-за дефицита самих устройств и тенденции к снижению платежеспособности граждан предполагается, что в целом объемы продаж ощутимо упадут.