Продажи ноутбуков в России по итогам 2017 года показали рост впервые за последние пять лет. По предварительным оценкам, в количестве и выручке рост составил 4%, средняя цена устройства выросла на 1%, до 31,5 тыс. руб., следует из отчета «Евросети», с которым ознакомился “Ъ”. По итогам 2017 года было продано 2,54 млн устройств на 79,9 млрд руб. против 2,45 млн и 76,7 млрд руб. в 2016 году. В «М.Видео» подтверждают, что продажи превысили 2,5 млн штук, и оценивают их объем в деньгах более чем в 80 млрд руб.
Крупнейшими по доле рынка производителями ноутбуков в 2017 году в количественном выражении стали Lenovo, Asus, HP, Acer и Dell, на которых в совокупности приходится около 80% всех продаж, подсчитали в «Евросети». Кратный рост доли на рынке мобильных компьютеров показывает сегмент так называемых медиабуков — устройств для онлайн-серфинга, просмотра фильмов и фото. Их доля по итогам 2017 года составит 4%, тогда как в 2016-м была менее 1%. Лидерами в этом сегменте стали Prestigio и Irbis, продающие более 60% всех медиабуков. Доля традиционных лэптопов, напротив, снизилась с 85% в 2016 году до 83% в 2017-м. В «М.Видео» уточняют, что драйверами продаж стали бюджетные устройства в пределах 20 тыс. руб. и игровые ноутбуки, спрос на которые за год вырос больше чем вдвое. Позитивную динамику также демонстрируют ноутбуки с большими экранами, которые приобретают на замену настольным компьютерам. В «Связном» добавляют, что ноутбуки теперь востребованы среди тех покупателей, для которых стало недостаточно мощности планшетного компьютера. На продажи также влияет возможность кредита и рассрочки, отметили в ритейлере.
В целом улучшение ситуации связано с постепенным восстановлением экономики и финансовой ситуации, чему способствуют текущие цены на нефть, считает старший аналитик IDC Наталья Виноградова. При этом рынок ноутбуков растет с очень низкой базы — в 2017 году он был все равно в три раза меньше объемов 2012 года в штуках, констатирует она. Рост средней цены при этом обусловлен необходимостью производителей компенсировать растущие расходы на компоненты и смещением рынка в сторону более дорогих моделей.
В 2018 году рост продолжится и составит примерно 5%, считает директор департамента «Ноутбуки и планшеты» компании «Марвел-Дистрибуция» Иван Пайков. Ключевой фактор для этого — отложенный спрос, уверен он. Он также отмечает появление и рост сегмента клаудбуков — недорогих моделей с объемом памяти, сравнимым по объему со смартфонами. По его словам, в этот сегмент активно идут местные производители, которые ранее специализировались на планшетах,— Irbis, Prestigio, 4good.
По итогам 2017 года в «Евросети» также отмечают рост на рынке портативной электроники в целом. Помимо ноутбуков его обеспечивает увеличение продаж аксессуаров (наушники, зарядные устройства, чехлы) — на 3% в количестве к аналогичному периоду 2016 года. В денежном выражении продажи аксессуаров выросли на 13%, до 65,6 млрд руб., портативной электроники в целом — на 10%, до 544,5 млрд руб.
Рынок сотовых телефонов и смартфонов показал рост на 2% к 2016 году в количестве продаж и на 16% в выручке, достигнув 398,8 млрд руб. Рынки планшетов и фотоаппаратов продолжают падение: продажи планшетов в 2017 году сократились на 21%, до 32,8 млрд руб., фотоаппаратов — на 20%, до 10,2 млрд руб. Зато продолжили расти продажи экшен-камер — на 43% в количестве, до 230 тыс. штук, и на 6% в деньгах, до 2 млрд руб. Средняя цена на эти устройства снизилась за год сразу на 28%, составив 9 тыс. руб.
Юлия Тишина