За год — с мая 2018-го по май 2019-го — оборот по картам иностранных банков объединенной сети «М.Видео – Эльдорадо» вырос в полтора раза. Эти данные не учитывают наличные платежи в магазинах, подчеркнула Валерия Андреева. Абсолютных цифр и количество покупок она не назвала.
Объединенная сеть проанализировала также структуру спроса на электронику со стороны туристов и бизнесменов, приезжающих в Россию. Сделать это позволили чеки tax free (в июне прошлого года ритейлер начал выписывать их в 17 своих магазинах, в феврале этого года количество точек выросло до 34). Анализ показал, что чаще всего иностранцы покупают в РФ смартфоны (это 32% покупок в натуральном выражении) и аксессуары для этих устройств и ноутбуков (20%). Собственно на ноутбуки приходится 10% купленной иностранцами электроники. Немного отстает по популярности кухонная и бытовая техника (9%). С намерением увезти товар домой, получив часть стоимости назад, иностранцы покупают цифровые фотокамеры, игровые консоли, телевизоры, смарт-часы, планшеты и прочее.
Количество иностранных покупателей смартфонов действительно выросло, согласен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Если в 2017 году из России было вывезено менее 100 тыс. аппаратов, то в 2018-м — около 400 тыс., говорит он, ссылаясь на данные об активации этих устройств.
Поток иностранных покупателей растет вместе с количеством магазинов, в которых можно оформить tax free, отмечает Людмила Семушина, представитель Inventive Retail Group, в которую, в частности, входят монобрендовые магазины Samsung, Sony и re:Store (электроника Apple).
Иностранцы покупают в основном смартфоны, планшеты, умные часы, рассказывает Людмила Семушина. По ее словам, за год продажи электроники иностранным покупателям в сетях Inventive Retail Group были в целом стабильными.
— Мы видим всплески в туристическое время и праздники. Поэтому был всплеск летом 2018 года, на Новый год, в майские праздники, — сказала она. — В апреле 2019-го было тише.
В отдельных магазинах иностранцы стали постоянными покупателями — в первую очередь в ГУМе, добавила Людмила Семушина.
Иностранные туристы, использующие систему tax free, в среднем оставляют в российских магазинах по 100 тыс. рублей, ранее рассказывал «Известиям» министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Проектом, который позволяет покупателям вернуть сумму уплаченного НДС, с апреля 2018-го воспользовались путешественники из 180 государств, самыми активными оказались китайцы. Иностранцы скупали всё — от ювелирных украшений до черной икры.
Пока система действует в торговых точках более чем в десятке городов страны, среди которых Москва и Санкт-Петербург. За год было выдано более 100 тыс. чеков на 11 млрд рублей. Денис Мантуров пообещал, что проект расширят на все регионы России до конца этого года.
Пересекая границу РФ с вожделенным гаджетом, иностранный турист получает назад 11–15% от стоимости покупки: это зависит от условий оператора tax free. Размер НДС, который возмещается, составляет 20%, но часть этой суммы уходит оператору за оказание услуги. iPhone Xr с памятью 128 Гб сейчас стоит в розничных магазинах около 65 тыс. рублей — то есть иностранцу, с учетом возврата части НДС, он обойдется примерно в 55–58 тыс. Или примерно в €750–790 по курсу ЦБ на пятницу, 14 июня. Для сравнения: в британском интернет-магазине Apple такое устройство стоит £799, то есть почти €894. В Германии за него просят €909, в Италии — €949.
В магазинах Санкт-Петербурга уже есть постоянные покупатели, в основном из скандинавских стран, — особенно много их в те моменты, когда техника в России оказывается дешевле, чем в Европе, рассказывает Людмила Семушина. Так было, например, в конце 2014 года — начале 2015-го: из-за резкого падения курса рубля iPhone на прилавках российских магазинов оказался едва ли не самым дешевым в мире, рассказывали тогда участники рынка электроники. Кроме того, в РФ зачастую лучше выбор моделей гаджетов, их цветов и так далее, продолжает Людмила Семушина. Это привлекает в том числе покупателей из стран Восточной Европы, Балтии и других регионов.
В увеличении спроса на смартфоны играют роль также маркетинговые акции продавцов и вендоров, полагает Эльдар Муртазин.
Что касается бытовой техники, то часть ее собирается в РФ, отмечает гендиректор «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. А это значит, что отдельные ее наименования в нашей стране могут быть дешевле, чем в Европе, объясняет он.
Руководитель агентства Content-Review Сергей Половников подтвердил, что некоторые категории товаров в России покупать выгоднее. К примеру, компания Huawei устанавливает разную стоимость своей продукции в РФ и Китае, причем в нашей стране цена на 10–20% ниже.
Тенденция сформировалась благодаря нескольким факторам, заметил эксперт. Во-первых, этому способствует курс валют. А с учетом tax free цены становятся еще ниже. Эксперт напомнил, что до 2014 года россиянам было выгоднее ездить в Европу за покупками. Теперь иностранцы, наоборот, потянулись в Россию.
Валерий Кодачигов
Евгения Перцева