В России зафиксировали бум игровой индустрии. Анализ платежей на игровых ресурсах за первые пять месяцев 2019, 2020 и 2021 годов показал устойчивую тенденцию роста числа покупок среди геймеров. С 1 января по 31 мая 2021 года количество покупок выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, а оборот магазинов увеличился в 2,1 раза. Средний чек стал больше на 62% и составил 367 рублей, а среднее число заказов на одного любителя игр достигло восьми (+64%). Об этом свидетельствуют данные аналитики «ЮMoney» и ресурса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» (входят в экосистему «Сбера»), которые есть в распоряжении «Известий».
Сравнение платежей за 2021 год с данными за 2019 год показывает еще более высокий рост количества покупок и оборота игровых онлайн-площадок — на 40% и в 2,2 раза соответственно. Средний чек увеличился на 59%, а среднее число покупок одного геймера выросло на 115%.
— Игровая индустрия — одна из самых быстрорастущих отраслей в мире, и пандемия еще больше ускорила этот процесс. Сейчас Россия переживает настоящий бум спроса на компьютерные игры, — отметил генеральный директор «ЮMoney» Иван Глазачев.
По его словам, за первые пять месяцев прошлого года количество геймеров больше всего выросло в Республике Ингушетия (на 38%), а число покупок игр — в Санкт-Петербурге (в четыре раза). За аналогичный период 2021-го наибольший рост числа любителей игр среди регионов показал Санкт-Петербург (в 4,2 раза), а самый большой рост по количеству покупок игр продемонстрировала Архангельская область (в два раза).
Также за пять месяцев этого года значительно вырос спрос на игровые консоли, подчеркнули аналитики «Чек Индекса». Объем продаж офлайн- и онлайн-магазинов в штуках увеличился в 5,5 раза по сравнению с 2020 годом и в 3,6 раза — по сравнению с 2019-м. Средний чек при этом вырос в 2,1 раза и составил 30 590 рублей, превысив показатель 2019 года в 2,6 раза.
Геймеры также активно покупали портативные игровые приставки. Количество продаж относительно 2020 года выросло на 31%, а вот средний чек снизился на 12% — до 10 630 рублей. В сравнении с 2019 годом приставок было куплено на 18% больше, а средний чек при этом уменьшился на 22%.
Тенденции высоких продаж сохранились и среди компьютерных комплектующих. В текущем году объем продаж видеокарт относительно 2020-го вырос на 37%, а средний чек — на 123%, до 39 070 рублей. Эти показатели в сравнении с 2019 годом увеличились на 44% и 114% соответственно.
Среди любителей игр популярностью пользовалась и оперативная память для компьютеров. В сравнении с 2020 годом число продаж увеличилось в 2,9 раза, а средний чек вырос на 2%, до 2227 рублей. Относительно 2019 года эти показатели выросли в 5,7 раза и на 6% соответственно.
Эксперты проекта «Чек Индекс» отмечают, что потребительский интерес к игровым гаджетам и комплектующим, которые входят в условный набор геймера, резко вырос весной прошлого года на фоне пандемии и изоляции.
Большая часть аудитории (54,5%) предпочитает мультиплеерные игры, остальные выбирают одиночные. Среди любимых жанров — шутеры (59,6%), RPG (56,4%) и экшены (53,8%). Меньшей популярностью пользуются стратегии (40,5%), симуляторы (37,4%) и MOBA (35,1%). Всего 15,8% считают себя фанатами ММО, 12,2% проходят квесты, а файтинги любят только 9,4% геймеров, показал опрос Sports.ru, проведенный в дополнение к исследованию.
Подавляющее большинство опрошенных геймеров (83,3%) выбирают десктоп, остальные — мобильные игры. Среди консолей лидируют PS4 — ими пользуются 32,2% геймеров, в то время как PS5 есть у 8,3%. Nintendo Switch предпочитают всего 4%, приставки Xbox One и One X — 3,4%, а на Xbox Series S и X играют 2,5%.
Также среди участников опроса 45,2% совершают покупки один раз в несколько месяцев, а 20% — лишь раз в год. Раз в месяц готовы тратиться на игры 16,8% геймеров, несколько раз в месяц — 8%, а каждую неделю — 1,1%. Оставшиеся 8,9% опрошенных заявили, что не покупают игры. Большая часть респондентов (65,3%) тратят на игры до 1 тыс. рублей в месяц, 31,3% — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а 3% — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Выделять на игры больше 10 тыс. рублей каждый месяц готовы всего 0,4%. Траты в играх на получение доступа к некоторым опциям также распространены среди геймеров. Раз в несколько месяцев такие покупки совершают 83,8% пользователей.
При этом 39,6% тратят на внутриигровые предметы меньше 1 тыс. рублей, а 10,8% — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей. В сравнении с 2018 годом уровень трат на игры не изменился у 27,9% опрошенных геймеров. Тратить меньше стали 28%, тратить немного больше — 25,1%, а значительно больше — 19%.
Россия — перспективный рынок для гейминга, поэтому число новых пользователей будет только расти, уверен автор и редактор портала GameMAG.ru Азамат Тегаев.
— По данным IDC, игровая индустрия стала более прибыльной, чем всё мировое кино. Конечно же, на это повлияли события, связанные с самоизоляцией и удаленной работой, однако и до этого крупные блокбастеры вроде GTA V и Сall of Duty зарабатывали больше денег, чем аналогичные по статусу фильмы. Стоит также отметить, что растут все сегменты этого рынка: от крупных высокобюджетных проектов до самых небольших мобильных «казуалок». Сейчас на множестве различных платформ можно найти игры для любого возраста и на любой вкус. Кроме этого, такие проекты, как Minecraft, стали использоваться не только для развлечений, но и для интерактивного обучения, а также в области организации мероприятий, что, несомненно, влияет на спрос. Рост индустрии также заметен и по ажиотажу вокруг консолей нового поколения PlayStation 5 и Xbox series X и S, они продаются лучше, чем предыдущие итерации, несмотря даже на дефицит и практически полное отсутствие их в свободной продаже, — отметил эксперт.
Сейчас, безусловно, можно отметить повышение интереса к компьютерным играм, и оно не всегда означает увеличение зависимости, в свою очередь, отметила кандидат психологических наук, доцент Московского городского педагогического университета Лариса Овчаренко.
— Беспокойство родителей, что у их детей игровая зависимость, всегда в пятерке самых популярных обращений к психологам. Но не всегда это подкреплено реальной болезнью. Здесь речь скорее о разнообразии детского досуга. Сейчас люди стали повышать таким образом уровень своих впечатлений, потому что на фоне изоляции и длительных карантинов испытывают нехватку в положительных переживаниях, — считает она.
По мнению психолога, это здравый подход к собственной психике. А о компьютерной зависимости можно говорить только тогда, когда присутствует «синдром отмены».
— Если у ребенка или взрослого есть чувство, что при завершении игры ему просто необходимо снова зайти в нее, чтобы почувствовать себя лучше, тогда это показатель игровой зависимости, — уточнила эксперт.
Но есть и другое мнение. Любой уход от реальности — это легкая форма зависимости, считает психолог Ольга Латынцева.
— Игра более четырех часов в день может быть опасна, потому что человек настолько отрывается от реальности, что уже не понимает, в каком мире он находится. Одно дело, когда человек играет 40 минут после работы, а другое, когда он полностью погружается в игровой процесс. От этого сильно расшатываются нервы, и пользы от такой игры не будет. Поэтому важно ставить себе ограничение по времени на это занятие, — отметила она.
Данный тренд продлится и после того, как различные ограничения, связанные с пандемией, будут сняты, считает Азамат Тегаев. Потому что игры сейчас кажутся гораздо более выгодным и доступным досугом, чем многие другие варианты. Да и в целом собраться компанией у телевизора вместе с пиццей и газировкой, чтобы поиграть в виртуальный футбол или файтинг, может оказаться куда проще и дешевле, чем поход в ту же пиццерию или ресторан, заключил эксперт.
Вероника Кулакова