Оборот (GMV, Gross Merchandise Value) совместного предприятия "Яндекса" и Сбербанка, работающего под брендом "Беру", на апрель 2019 г. составил 1 млрд руб. Об этом сообщили представители "Яндекс.Маркета" на вчерашней конференции, посвященной итогам работы ГК "Яндекс.Маркет". В маркетплейсе уже размещают более 500 тыс. предложений для 500 тыс. посетителей 1500 продавцов.
Напомним, что 27 апреля 2018 г. "Яндекс" и Сбербанк подписали соглашение о создании СП на основе компании "Яндекс.Маркет". "Яндекс" и Сбербанк владеют равными неконтрольными долями в предприятии - по 45%. 10% является мотивационным фондом для сотрудников. "На момент сделки компания была оценена в 60 млрд руб., из которых 30 млрд руб. - стоимость того актива, который был продан "Яндексом", и 30 млрд руб. - это то, что Сбербанк проинвестировал за эту долю, - пояснил генеральный директор "Яндекс.Маркета" Максим Гришаков. - Сегодня, конечно же, стоимость больше, но поскольку мы компания непубличная, то так называемой текущей ежедневной стоимости у нас нет. Тем не менее присутствует достаточно серьезный рост. Сейчас, если бы мы приглашали какого-то инвестора, это было бы сильно больше".
"Беру" запустился в бета-версию в мае прошлого года. В октябре 2018 г. "Яндекс" объявил о федеральном запуске проекта. По словам представителей компании, в данный момент сервис демонстрирует ежемесячные темпы роста.
Идею запуска маркетплейса "Беру" Максим Гришаков объяснил тем, что "Яндекс.Маркет" не решает ряд задач по своему дизайну. "Одна из них заключается в том, что мы передаем покупателей в магазины, а не оставляем на сервисе. С одной стороны, это потенциальный риск. С другой стороны, в "Яндекс.Маркете" у нас нет возможности контролировать все точки взаимодействия с клиентом - оплату, доставку, возврат и др. Поскольку магазинов очень много, то каждый из них оказывает разный уровень сервиса. Поэтому мы подумали о том, что нужно запустить маркетплейс с контролем всех точек для покупателя от поиска товаров до доставки", - объяснил Максим Гришаков.
В апреле "Беру" запустил в тестовой версии дропшип (метод управления цепью поставок, когда посредник осуществляет розничную торговлю без промежуточного хранения товаров на своем складе - прим. ComNews). Об этом рассказал глава "Яндекс.Маркета". "Чтобы сделать действительно самый масштабный сервис, мы понимаем, что не все товары имеет смысл возить с наших складов (на текущий момент у компании три логистических центра: два из них находятся в Москве, а один - в Ростове-на-Дону - прим. ComNews). Какие-то товары находятся на складах больших компаний. Их можно держать там и оттуда продавать, - рассказывает Максим Гришаков. - Это позволит увеличить представленный ассортимент (500 тыс. предложений - прим. ComNews) до нескольких миллионов в ближайшие 12-18 месяцев".
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин положительно оценивает представленные результаты "Беру". По его мнению, СП "Яндекса" и Сбербанка развивается быстрыми темпами и имеет все шансы занять одну из лидирующих позиций на российском рынке интернет-торговли в течение ближайших нескольких лет.
Как рассказала ComNews руководитель сервиса "Яндекс.Маркет" Татьяна Умряева, оборот непосредственно самого сервиса "Яндекс.Маркет" за прошедший год вырос на 20% и достиг 170 млрд руб. Портал имеет свыше 3,7 млн пользователей ежедневно и более 25 тыс. продавцов. На "Яндекс.Маркете" сейчас размещается более 200 млн предложений. "У нас случилось перераспределение заказов в сторону категории с более низким чеком, за счет этого произошел рост по количеству заказов (г./г. рост на 25% - прим. ComNews) и обороту", - пояснила она. Сервис "Яндекс.Маркет" является "ветераном" среди остальных сервисов группы компаний и существует уже 19 лет.
В ближайшее время на "Яндекс.Маркете" запустятся чаты с продавцами на платформе "Яндекс.Диалоги". "Мы уже оттестировали эту функциональность и увидели, что она дает плюс нам, как сервисам, и магазинам - по заказам", - заметила Татьяна Умряева.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын заметил, что оборот "Яндекс.Маркета" сопоставим с оборотом AliExpress в России (212 млрд руб.). Долю "Яндекс.Маркета" на российском рынке товаров, которые продаются через маркетплейсы, он оценил в 25-30%. Схожей оценки придерживаются и сами представители компании. "Если же оценивать весь российский оборот электронной торговли в триллион рублей, то доля продаж при посредничестве "Яндекс.Маркета" составляет около 15-20% оборота", - говорит он.
Младший аналитик ИК "Фридом Финанс" Александра Овчинникова обратила внимание на то, что сегмент "Яндекс.Маркет" является драйвером роста выручки "Яндекса" и обеспечивает рост консолидированной выручки дополнительно на 5 п.п. "Сегмент электронной торговли "Яндекса" вырос на 18% год к году в I квартале, в то время как в структуре консолидированной выручки он составил 73%", - напомнила она.
Около 20 тыс. поставщиков из Китая, Турции, Японии, Кореи, США, Великобритании размещают на сервисе Bringly 4 млн товаров. Ежедневно через маркетплейс оформляют около 1000 заказов. Средний чек на Bringly составляет около 1700 руб. (в пять-шесть раз выше, чем у существующих маркетплейсов, которые в основном ориентированы на Китай). Такими цифрами делится директор по международному развитию "Яндекс.Маркета" Алекс Васильев. На осень этого года компания запланировала выход из бета-версии.
Напомним, трансграничный маркетплейс Bringly запустился в ноябре 2018 г. Он работает по модели marketplace to marketplace. "Мы хотим на этом рынке не просто участвовать, но и расти и развиваться, - анонсировал планы Максим Гришаков. - У нас есть идея глобального ценового арбитража, когда какие-то товары в каких-то странах мира могут стоить чуть дешевле или сильно дешевле, чем в России. Задача сервиса Bringly - идентифицировать такие страны и товары через алгоритмы и сделать эти товары доступными российским покупателям. Здесь мы строим логистические каналы, подключаем партнеров и стараемся включать не единичных продавцов, а агрегаторы по так называемой модели marketplace to marketplace". Так, Bringly выбрало ведущие маркетплейсы в разных странах мира и начало с ними взаимодействовать.
При этом Алекс Васильев сразу заверил, что компания не собирается конкурировать с AliExpress. "Основной вопрос, на который мы постарались ответить, - это то, как мы будем дифференцироваться. Прежде всего мы бы хотели, чтобы сервис был по-настоящему глобальным, то есть там были игроки из разных стран. У нас помимо китайских продавцов уже представлены продавцы из Кореи, Турции, Германии, Великобритании. Тот Китай, который мы будем развивать, мы будем дифференцировать с учетом того, что есть на рынке. В первую очередь это более высокий средний чек и более качественные товары, а также прямое взаимодействие с производителями", - рассказал он.
Относительно Bringly, Артем Михайлин считает позитивной новость о заключении партнерского соглашения с JD.com, учитывая параллельное создание СП между "МегаФоном", Mail.Ru Group и Alibaba.
ГК "Яндекс.Маркет" собирается в этом году перезапустить сервис "Яндекс.Доставка", который агрегирует службы доставки по всей России. "В данный момент у "Яндекс Доставки" есть приоритет предложить одну точку входа для десятков тысяч партнеров. Интеграция локальных магазинов с "Яндекс.Доставкой" дает возможность компаниям получить доступ к федеральной логистике", - сказал Максим Гришаков.
Еще одну новую услугу группа запустила несколько месяцев назад. Им стал сервис Boxbot, который позволяет получать товары не курьером, а в постамате. Максим Гришаков объяснил предложение удобством для клиента. "Курьер - это некоторая неопределенность. Когда бы курьер ни обещал приехать, он все равно приедет в другое время, - говорит он. - При большом покрытии крупных городов и мест, где люди концентрированно работают или живут, наличие автоматических пунктов выдачи людям приятно и понятно". В 2019 г. ГК планирует установить 600 постаматов и довести их количество до 4000 к 2022 г. "Яндекс.Маркет" рассчитывает на то, что Boxbot будет занимать 16% в структуре доставки.
Кроме того, у "Яндекса" есть планы по открытию магазинов в офлайне (сервис "Суперчек"). Представители ожидают открытия первых магазинов в июне этого года. Максим Гришаков объясняет такую инициативу тем, что на онлайн-продажи приходится только 4-5% от всех продаж.
Александра Овчинникова полагает, что развитие сервисов Boxbot и "Суперчек", оптимизирующее процесс покупок онлайн, способно повысить лояльность клиентов к маркетплейсам Bringly и "Беру". Помимо диверсификации способов доставки, добавляет аналитик "Фридом Финанса", стоит отметить, что "Яндекс.Маркет" наращивает складские мощности, что способствует росту товарооборота на маркетплейсах. "На мой взгляд, расширение складских помещений, модернизация сервиса по быстрой доставке в совокупности с ростом электронной коммерции в России на 30% в год до 2025 г. поспособствуют масштабной экспансии "Яндекс.Маркета" и охвату примерно 50% данного сегмента", - ожидает она.
По оценкам эксперта Международного финансового центра Дмитрия Иногородского, "Яндекс" занимает лидирующую позицию на российском рынке маркетплейсов, однако рынок очень узкий. "Лично я сам не слышал ни про одно из данных направлений, хотя являюсь очень активным пользователем интернета и часто совершаю покупки в онлайн-магазинах. Более того, никто из моих товарищей ничего не слышал про данные направления, но почти все знают и хоть раз использовали "Яндекс.Маркет", - говорит он. - Из этого делаем вывод что главное для роста маркетплейсов - это реклама".
Анна Устинова