По итогам I квартала 2021 года на сервисе онлайн-объявлений «Авито» пользователи продали на 20% больше мобильных телефонов, чем в аналогичный период прошлого года. Об этом сказано в статистике компании, с которой ознакомились «Известия».
На первичном рынке за тот же период продажи устройств в штуках упали на 11% год к году, сообщили «Известиям» в МТС и «Связном». В GfK зафиксировали еще большее снижение — с первой недели января по первую неделю марта спрос на смартфоны в России в штуках уменьшился на 14%, сообщала компания ранее. В «Мегафон Ритейле» подтверждают тенденцию и видят снижение продаж смартфонов год к году, говорил «Известиям» гендиректор компании Андрей Левыкин. Хотя в штуках продажи сократились, но в деньгах произошла обратная динамика, отмечали ритейлеры. Они указывали на то, что покупатели переключились на более дорогие устройства.
В «Авито» отметили, что продавцы стали выставлять телефоны на продажу в среднем по 7 тыс. рублей — на 3% выше, чем годом ранее. Самыми популярными стабильно оставались iPhone — на них пришлась почти половина (48%) от всех приобретенных на площадке устройств за указанный период. Средняя цена «яблочного» гаджета в I квартале 2021-го составила 11 тыс. рублей, что на на 22% выше средней стоимости за I квартал 2020 года. Количество продаж iPhone за год выросло на 27%. В топ также вошли Samsung (17%) и Xiaomi (12%). На мобильные телефоны других брендов пришлось 23% всех продаж.
Пандемия подстегнула спрос на покупку подержанных гаджетов — это возможность сэкономить и обновить свой девайс с минимальными финансовыми затратами, объяснил руководитель макрокатегории «Бытовая техника и электроника» в «Авито» Павел Комаров.
— Покупатели стали более внимательно относиться к вещам и своему бюджету, предпочитая покупать товары по выгодной цене. Еще одним драйвером роста продаж стало развитие профессиональной доставки между частными лицами. Люди находят нужные гаджеты в разных уголках страны и заказывают у частных продавцов, как в интернет-магазинах, — сказал Павел Комаров.
У людей «залежались» телефоны, и они стали активнее продавать их с рук, считает руководитель информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Из-за пандемии часть граждан потеряли работу, и таким образом стремятся поправить свое финансовое положение, полагает он.
Люди могут продавать старые устройства в преддверии скидок и распродаж, которые обычно происходят весной, предположил руководитель Content Review Сергей Половников. Кроме того, в стране не самая лучшая экономическая ситуация и людям нужны деньги, добавил эксперт. Многие покупали смартфоны в «тучные времена» и откладывали их на полку, а с наступлением кризиса ситуация изменилась, поэтому потребители могли начать их спешно продавать, предположил он.
На «Авито» может быть двойной или даже тройной учет смартфонов, поскольку перепродажи могут происходить по нескольку раз, объяснил статистику ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, у россиян большей популярностью сейчас пользуется trade-in, поскольку возврат 10–25 тыс. рублей на новую модель выгоднее пользователям, нежели покупка б/у устройств. Если раньше рынок подержаны смартфонов был широко представлен флагманами и позволял приобрести устройство по значительно сниженной цене, то сейчас покупка новой модели с рук не дает пользователю существенной экономии, отметил эксперт.
На рынке trade-in (обмен старых устройств на новые со скидкой) тоже наблюдается оживление.
В I квартале 2021-го программой trade-in в «М.Видео» воспользовались вдвое больше клиентов, чем годом ранее, рассказали «Известиям» в пресс-службе компании. В салонах МТС количество сданных устройств увеличилось на 30% по сравнению с прошлым годом. Посетители чаще всего сдавали в trade-in смартфоны Apple — их доля составляет примерно 50% от всех принятых устройств, уточнил представитель МТС Алексей Меркутов. Чаще всего меняют iPhone 6S, iPhone 7 и iPhone XR. Скидку за бывший в употреблении гаджет клиенты в большинстве случаев используют на покупку iPhone 11 и iPhone 12, указал он.
В январе–марте 2021 года количество сдаваемых по trade-in смартфонов в магазинах «Связного» увеличилось более чем в 11 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сказал «Известиям» старший вице-президент по коммерческой деятельности компании Давид Борзилов. Чаще всего покупатели сдают смартфоны брендов Samsung, Apple, Huawei, Honor и LG, а выбирают взамен гаджеты Samsung и Apple, сообщил он.
Устойчивый интерес к услуге trade-in продолжают наблюдать и в «Вымпелкоме» (бренд «Билайн»). В I квартале 2021-го россияне чаще всего меняли смартфоны Samsung Galaxy A серии на новую линейку флагманских моделей Samsung Galaxy S21 и Samsung Galaxy S20FE, указал представитель оператора.
Интерес к trade-in растет и у покупателей в салонах «Мегафона». Чаще всего сдают на утилизацию гаджеты Samsung, при этом бренд также лидирует в топе производителей новых смартфонов, которые выбирают клиенты взамен старых устройств, сказал Андрей Левыкин. Новые гаджеты, которые покупают участники программы, чаще всего находятся в ценовом сегменте 8–25 тыс. рублей, добавил он.
Несмотря на недавний запуск в Tele2 также фиксируют интерес абонентов к программе trade-in и полагают, что она будет привлекать все больше пользователей, сказала представитель оператора Дарья Колесникова. Чаще всего клиенты сдавали в аренду Samsung Galaxy J1/J3/J2, iPhone 7 и Honor 7A, заключила она.
Анна Устинова