"В начале июня 2019 г. мы планируем сформировать общую концепцию модели "Цифрового университета", – рассказал корреспонденту ComNews координатор Проектного офиса по реализации нацпрограммы "Цифровая экономика РФ" Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ) Антоний Швиндт. – Далее она будет обсуждаться с экспертами рабочей группы и центра компетенций федерального проекта "Кадры и образование". Затем модель запустится".
Разработка модели "Цифрового университета" и ее тиражирование на систему высшего образования укладывается в план мероприятий федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ". Согласно паспорту, на нее выделят 6,14 млрд руб. в ближайшие три года. Создать и обеспечить функционирование сети центров на базе вузов для разработки моделей "Цифрового университета" с применением цифровых технологий нужно в срок до декабря 2019 г.
В плане мероприятий федерального проекта указано, что Правительство РФ примет нормативный акт, регулирующий предоставление вузам грантов в форме субсидий для разработки, апробации и внедрения моделей "Цифрового университета" с применением цифровых технологий.
Начальник отдела стратегического развития Департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Минобрнауки РФ Наталья Гвоздева, выступая вчера на организованном АЦ круглом столе "Будущее университетов в цифровую эпоху", рассказала об основных показателях модели "Цифрового университета". "Основные показатели, которые заложены в результаты федерального проекта – это количество выпускников с ключевыми компетенциями в цифровой экономике. Поэтому в проектировании требований к конкурсной документации, к "дорожным картам" университетов-заявителей, которые будут подаваться на этот конкурс, так или иначе должны содержаться мероприятия, направленные на достижение этого показателя", – сказала она.
Министерство уже определило условный каркас, на основе которого будет строиться модель "Цифрового университета". По словам Натальи Гвоздевой, он будет состоять из четырех блоков: информационных систем управления университетом, онлайн-поддержки образовательного процесса, ключевых компетенций цифровой экономики и управления учебным процессом на базе индивидуальной образовательной траектории.
Антоний Швиндт пояснил, что "Цифровой университет" нужен для того, чтобы трансформировать форму и содержание образования. В качестве примера трансформации формы он привел работу цифровых сервисов в вузе. Они будут работать по аналогии с супер-сервисами, которые уже создает Минкомсвязи для получения госуслуг в режиме онлайн. Так, студент сможет получать справки и вставать на учет в военкомат в режиме одного окна, без необходимости ходить по кабинетам. Говоря о переменах, связанных с содержанием образования, координатор Проектного офиса отметил, что наряду с уже развивающимся сегментом массовых онлайн-курсов будут внедряться курсы с использованием AR и VR и виртуальных симуляторов. С помощью современных технологий студенты смогут эффективнее осваивать профессию на практике.
В дополнение в "Цифровом университете" будет сделан упор на индивидуальную траекторию образования, т.е. сбор информации не только по оценкам преподавателя, но и сбор информации в онлайн-курсе учащегося (какими предметами студент интересовался, как прошел промежуточные тесты и т.д.), добавил Антоний Швиндт. Так, по крупицам информация будет собираться, на основе искусственного интеллекта обрабатываться, а затем персонализироваться, являясь полезной как для самих студентов, так и для преподавателей.
Пилотирование по внедрению модели "Цифрового университета" в вузах должно начаться с выбора флагманов по цифровизации, отмечает Антоний Швиндт. По его словам, в настоящий момент наиболее активно себя проявили уже 20-25 вузов из Москвы, Петербурга, Тюмени, Томска, Новосибирска, Калининграда, Владивостока и др.
По приблизительным оценкам Антония Швиндта, наиболее активные участники процесса могут получить до 100 млн руб. Он допустил, что уже в 2019 г. могут быть выбраны пять вузов. "Критерии их отбора будут определены Министерством науки и высшего образования РФ. Они будут сформулированы в рамках нормативного акта Правительства РФ, который определит предоставление грантов в форме субсидий образовательным организациям высшего образования", – сказал он.
В продолжение директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики АНО "Университет НТИ 20.35" Олег Подольский сказал, что несмотря на концентрацию ресурсного обеспечения в ближайшие 3-5 лет на отдельных площадках и в вузах, планируется к 2024 г. решения тиражировать повсеместно. "Это единственно возможное решение, если мы хотим нарастить цифры приема и обеспечить равные возможности обучения, развития для всех высших учебных заведений страны, – отметил Олег Подольский. – Для нас принципиально значимо, чтобы "Цифровой университет" работал на все целевые аудитории всех стейкхолдеров процесса образования: и на самих студентов, и на исследователей, и на преподавателей, и на администрацию. Принципиально значимо, чтобы в России под постоянно изменяющийся запрос среды рынка труда, можно было строить персональные траектории развития".
Одним из примеров вуза, активно включившегося в процесс цифровизации, стал Тюменский государственный университет. Проректор Тюменского государственного университета Таисия Погодаева рассказала, что вуз принял решение трансформировать образовательный процесс три года назад. Во многом это было связано с тем, что ТюмГУ вошел в проект 5-100 (в проекте, направленном на максимизацию конкурентной позиции российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ, принимает участие 21 вуз – прим. ComNews).
Образовательное пространство ТюмГУ состоит из трех крупных блоков. У каждого из них есть свой офис управления. "У нас есть Core ("ядерная программа" или базовые компетенции), Electives (универсальные компетенции) и Major (пространство профилей, где происходит формирование профессиональных компетенций)", – говорит Таисия Погодаева. На первом курсе нагрузка студента распределяется по трем направлениям следующим образом: Core – 50%, Major – 37%, Electives – 13%. К четвертому курсу соотношение меняется: на Major приходится уже 87% времени, а на Electives – 13%, тогда как Core пропадает вовсе.
У каждого студента тюменского вуза индивидуальное расписание, подчеркивает проректор. "Зайдя в свой профиль, он видит перечень предметов, описание каждой учебной встречи и свою учебную команду. Кроме того, он может загрузить туда свои задания, а преподаватель – проверить", – рассказывает она. На данный момент уже 2200 студентов ТюмГУ учатся по индивидуальным образовательным траекториям.
Каждый студент может сформировать для себя уникальную модель компетенций, продолжает Таисия Погодаева. На площадке ТюмГУ работают 12 направлений подготовки. По ее словам, сложнее всего было студентам разных специальностей "ужиться" в одной группе. "В первый год запуска программы каждый день мне приходили на почту письма от химиков следующего содержания: "Уберите, пожалуйста, этих филологов из класса. Мы не понимаем друг друга". После долгих дискуссий с преподавателями мы все же пришли к выводу, что не стоит делить людей на "физиков" и "лириков", а нужно налаживать междисциплинарный диалог", – сказала проректор ТюмГУ. На текущий момент 1540 студентов дневного отделения выбрали 8 из 225 элективов.
Новый формат обучения потребовал найма тьюторов и избавления от привязки к часам нагрузки у преподавателей. "Гарантированная нагрузка есть только у преподавателей "ядерной программы", остальная нагрузка определяется уже заинтересованностью студента в том или ином курсе. Это дает некоторые преимущества для обучающихся, поскольку в рамках стандартного курса у них бы не было возможности выбрать экзотические предметы. Например, обучение сербскому или португальскому языку. Это позволило преподавателям делиться не просто общими знаниями, а персонализировать процесс обучения с учетом запросов", – сказала она.
Анна Устинова