О новом повороте в старом уголовном деле вчера сообщил адвокат Марат Файзулин, представлявший в деле о контрабанде интересы компании "Евросеть", Как он пояснил "Ъ", после декриминализации соответствующей статьи в конце прошлого года (ст. 188 в части так называемой товарной контрабанды была исключена из УК РФ по инициативе Дмитрия Медведева) уголовное дело, возбужденное следственным комитетом при МВД РФ в августе 2005 года по факту контрабанды сотовых телефонов в адрес ряда торговых сетей, было прекращено. Однако около двух месяцев назад оно было возобновлено следователем в связи с тем, что ранее были не исследованы обстоятельства, позволявшие возбудить дело по ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей). Как пояснил господин Файзулин, следователь не нашел оснований для возобновления следствия и дело закрыл вновь, однако "руководитель следственного органа это постановление отменил". Адвокат выразил недоумение действиями следственных органов, поскольку срок давности по "таможенной" статье уже истек. Марат Файзулин затруднился предположить, какими мотивами руководствовалось следствие.
Как уже не раз рассказывал "Ъ", в августе 2005 года оперативники МВД задержали в таможенном терминале Шереметьево около десятка фур с сотовыми телефонами и аксессуарами на общую сумму около $10 млн. Они направлялись в адрес ряда торговых сетей, прежде всего, как утверждало МВД, "дочки" "Евросети" — "Евросеть опт". По факту контрабанды было возбуждено уголовное дело, которое позже в свое производство принял СКР. В рамках расследования по выделенным в отдельное производство делам были приговорены к условным срокам шестеро шереметьевских таможенников, замначальника таможни Валерий Кузьмин получил девять лет колонии. Кроме того, обвинение было предъявлено директору "Евросети опт" Алексею Широкову и заочно — главе брокерской компании, через которую проходили мобильники, Якову Ардашникову. Последний уехал за границу, был объявлен в международный розыск и задержан в Монако, где до сих пор находится под домашним арестом.
Евгений Чичваркин, бывший совладелец "Евросети", по этому делу проходил свидетелем. Однако в отношении него и еще ряда сотрудников компании было возбуждено другое уголовное дело — о похищении человека и вымогательстве. Присяжные признали девять обвиняемых по нему невиновными, после чего дело в отношении уехавшего в Великобританию господина Чичваркина было закрыто, а сам он снят с розыска. Адвокат Евгения Чичваркина Юрий Гервис вчера поделился с "Ъ" своими соображениями по поводу последних событий. "Могу предположить, что попытка возбудить дело по статье о неуплате таможенных платежей вызвана нежеланием возмещать стоимость изъятого как по делу о контрабанде, так и по делу о похищении человека,— сказал он.— Изъято было много, большая часть пошла на покрытие расходов госорганов во время расследования. После декриминализации товарной контрабанды по закону все изъятое или его стоимость положено вернуть. А если будет возбуждено производство по неуплате таможенных платежей, то, даже если дело закроют по нереабилитирующему основанию — за истечением срока давности,— возвращать ничего не нужно".
"Не понимаю, почему мой подзащитный до сих пор находится под домашним арестом,— сказал, в свою очередь, адвокат Якова Ардашникова Павел Зайцев.— Как только закрыли дело о контрабанде, Генпрокуратура должна была отозвать свой запрос о его экстрадиции. Однако этого сделано не было. Когда мы подали жалобу в суд, нам отказали, объяснив, что следствие не приняло окончательного решения по делу. Обжалование этого решения намечено на май. А властям Монако все равно: запрос не отозван, значит, Яков сидит под домашним арестом, а вопрос о его экстрадиции рассматривается своим чередом",
Между тем СКР вчера распространил сообщение, что "указанное уголовное дело прекращено Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте СК России 20 апреля 2012 года в связи с декриминализацией ст. 188 УК РФ (контрабанда). В настоящее время уголовное дело в объеме более 700 томов находится на проверке в подразделении процессуального контроля следственного управления".
В транспортном управлении ведомства эту информацию подтвердили, отметив, что направленных им официальных уведомлений адвокаты по делу просто еще не успели получить.
Александр Игорев