Об этом сообщила вчера пресс-служба ЗАО "ХроноПэй". "Китайские иероглифы 迅速, как и слово Swift, означают "быстро". Но китайское слово, в отличие от английского, не является предметом копирайта", - подчеркивается в сообщении.
По мнению компании, правовым основанием для того, чтобы обращение было удовлетворено, может стать неиспользование указанного товарного знака настоящим правообладателем в отношении услуг, предлагаемых "ХроноПэй".
В то же время "ХроноПэй" надеется, что международная межбанковская система передачи информации Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications (SWIFT) добровольно откажется от прав на товарный знак SWIFT, и предлагает ей совершить "все необходимые действия" не позднее 10 апреля 2015 г.
"Мы ждем ответа до 10 апреля. От этого и будем дальше отталкиваться, сейчас пока точную дату обращения в суд назвать невозможно", - рассказал ComNews пресс-секретарь "ХроноПэй" Денис Дунюшкин.
"ХроноПэй" также рассчитывает, что временное переименование продукта не повлечет значительных расходов и не скажется отрицательным образом на взаимодействии с клиентами.
Пресс-служба SWIFT вчера не ответила на запрос ComNews.
В конце февраля SWIFT через фирму "Союзпатент" обратилась с претензией к российской процессинговой компании "ХроноПэй" о нарушении исключительных прав на товарный знак "swift". Поводом для обращения стало появление сервиса под названием ChronoSwift.
В письме SWIFT утверждалось, что использование названия может ввести в заблуждение потребителей в отношении лица, оказывающего услуги, а также может расцениваться как недобросовестная конкуренция. "Союзпатент" отмечал, что SWIFT получила исключительные права на товарный знак "swift" по международным регистрациям, которые действуют и на территории РФ. По данным Роспатента, SWIFT действительно зарегистрировала два таких товарных знака 11 мая 2010 г. Если до 10 марта "ХроноПэй" не согласился бы прекратить использование слова "swift" в названии своего сервиса, SWIFT грозил "использовать различные способы защиты нарушенного права — как в судебном, так и в административном порядке".
ChronoSwift заработал в декабре 2014 г. и представляет собой ускоренную систему подключения к платежным инструментам малых и средних интернет-магазинов. За три месяца к продукту подключились более ста компаний. При выборе его названия "ХроноПэй" "исходил из того, что слово "swift" в значении "быстро" объективно применимо к упрощенной схеме взаимодействия с клиентами компании, не имеет отношения к использующей похожее наименование системе денежных переводов", утверждает оператор.
Кроме того, "ХроноПэй" использовал спорное слово не в виде аббревиатуры, а "только в качестве используемого во всем англоязычном мире прилагательного и исключительно в целях обеспечения реализации услуг по организации процессинга онлайн-платежей, а не товаров и услуг, обозначенных в претензии правообладателя", заверяет компания.
"С учетом того, что использование товарного знака SWIFT в наименовании схемы ChronoSwift было изначально ориентировано на вид коммерческой деятельности, который совершенно не аналогичен виду деятельности его правообладателя, отсутствует сам факт использования компанией "ХроноПэй" товарного знака в отношении класса услуг, зарегистрированных в Международной классификации товаров и услуг, - поясняется в сообщении "ХроноПэй". - Таким образом, использование компанией "ХроноПэй" обозначения ChronoSwift не могло ввести в заблуждение потребителей в отношении лица, оказывающего услуги, в связи с чем факт нарушения исключительных прав является по настоящее время недоказанным, а, следовательно, объективное нарушение исключительных прав со стороны "ХроноПэй" отсутствует".
Реальной причиной претензий со стороны SWIFT оператор считает ее планы по созданию национальных розничных платежных систем.
Позиция "ХроноПэй", который считает себя правым, но на какое-то время переименует продукт, выглядит странной, говорит партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. "Такое поведение несколько непоследовательно. Мне кажется, оно ослабит позицию оператора и не защитит его от иска SWIFT", - подчеркивает он.
В случае проигрыша в суде "ХроноПэй" все равно заплатит компенсацию, хотя ее размер и будет меньше: устранение правонарушений не освобождает от ответственности за ранее допущенные нарушения, напоминает Федор Кравченко.
"В принципе, можно выстроить такую позицию, что слово swift по отношению к финансовым транзакциям не должно охраняться", - заметил юрист. "Чрезвычайно популярной" назвал он и отсылку к тому, что использование товарного знака SWIFT в наименовании ChronoSwift ориентировано на другой вид коммерческой деятельности. А вот аргумент, что спорное слово не является аббревиатурой, собеседнику ComNews представляется сомнительным: реклама "ХроноПэй" не идет целиком на английском языке, обращает внимание Кравченко.
В суде позиция SWIFT может оказаться более предпочтительной, полагает юрист. Роль может сыграть и политический подтекст, связанный с возможным отключением России от этой системы (см. новость ComNews от 30 января 2015 г.), заключает Федор Кравченко.
Даниил Сидоров