Заметим, что обычно для устранения неполадки необходимо привлекать инженера, это значительно увеличивает время восстановления связи. В результате проделанных работ, как говорят в «Раскоме», время переключения длин волн в системе DWDM существенно сократится.
Кроме того, по информации оператора, в 2009-2010 годах в Финляндии планируется строительство автомагистрали Highway 6, вследствие которого будут проводиться работы по перекладке оптических кабелей на участке от Лаппенранты до Росийско-Финской границы. Здесь внедрение WSS позволит сократить продолжительность перерывов связи на незащищенных каналах 10 Гбит/с сообщения Москва-Стокгольм. Более того, в течение 2009 года, на участке от границы до Москвы ОАО «РЖД» проведет масштабные работы по модернизации железнодорожных путей, в ходе которых также планируются переносы оптических кабелей, среди них - и магистральные кабели «Раском».
Модернизация сети оператора и внедрение системы оптических переключателей WSS потребовала от «Раскома» инвестиций в размере около $1 млн, проект будет завершен к июню 2009. В результате проделанных работ пользователи каналов на 10 Гбит/с будут иметь сервис коммутации длин волн автоматически и практически без перерыва связи. Но, необходимо отметить, что при заказе защищенного канала, по данным экспертов, клиенты платят дополнительно до 50% от стоимости канала. Как прокомментировали специалисты одного из игроков рынка магистральных сетей, все заказчики внешних каналов связи хотят иметь защищенную сеть, но далеко не все готовы за это платить.
«Наша сеть построена так, что альтернативные маршруты в ней предусмотрены на всем протяжении. Однако не все клиенты заказывают услуги с автоматическим резервированием, особенно уровня 10 Гбит/с. В прошлом году мы уже проводили модернизацию сети, но на каналах 40 Гбит/с. Эта технология организации DWDM каналов позволяет организовывать защищенные каналы на 10 Гбит/с, переключаемые автоматически на резерв в случае обрыва. Но переключение незащищенных (согласно Договору) каналов производится вручную и занимает время. Для того, чтобы ускорить процесс перекладок таких каналов в аварийных ситуациях и/или при плановых работах, Nortel рекомендовал использовать систему оптических переключателей (WSS)», - пояснил директор по развитию бизнеса «Раском» Игорь Акименко.
Существует мнение, что активизация «Раском» в направлении модернизации сети связано с последними событиями обрывов связи. Недавно, 12 января 2009 года, произошло повреждение двух волоконно-оптических кабелей на территории Финляндии, причиной которого были снегоуборочные работы. Как тогда отметили специалисты оператора, за счет оперативного вмешательства партнеров из «Раском» неполадки были достаточно быстро ликвидированы.
Если же обратиться к клиентам «Раском», то картина становится неоднозначной. В компании Oyster Telecom довольно часто наблюдают сбои связи. «Мы арендуем у «Раском» канал на 10 Гбит/с и иногда наблюдаем проблемы с непрерывностью сигнала. С периодичностью где-то раз-два в неделю оператор устраивает плановые работы, в результате которых сеть «падает», а на ее восстановление требуется от 6 до 8 часов. При обращении в техническую службу нам поясняют, что сбои в работе сети связаны то с финскими снегоуборщиками, то с другими обстоятельствами непреодолимой силы. В результате, сразу же после первого «проседания» сети мы приняли решение установить backup с провайдером «Вэб Плас», который, в свою очередь, берет внешние каналы у TeliaSonera, РТКОММ (входит в группу «Ростелеком») и др.», - рассказал IP-News генеральный директор Oyster Telecom Роман Чернега. Причем, вчера, по информации провайдера произошел очередной сбой Интернета по каналам «Раском» из Москвы, но, по предварительным данным, абоненты провайдеров этого не ощутили. Сейчас Oyster Telecom рассматривает вопрос перехода на каналы других магистральных провайдеров. Среди возможных вариантов – TeliaSonera или «ТрансТелеКом» (ТТК).
Другой же клиент «Раском», компания InterZet, не замечает проблем со связью. «Мы арендуем достаточно широкий канал у оператора и сейчас увеличили полосу на 30%, а также дополнительно взяли канал на Москву. Когда подключение производилось на Малой Морской, а узел «Раскома» находился на Боровой, то мы пользовались услугами провайдера, который соединял эти две точки, и только здесь у нас были разрывы. С «Раскомом» же проблем не наблюдалось», - прокомментировал генеральный директор InterZet Дмитрий Анчунов. В самой компании также говорят, что обеспечение бесперебойности является плановой модернизацией сети. «Количество обрывов кабеля в год примерно одинаково и не растет. Однако от аварий страдают сети клиентов «Раском». Поэтому сейчас мы сконцентрировались на сокращении времени простоя», - пояснил Игорь Акименко.
По оценкам магистральных провайдеров, инициативы по обеспечению бесперебойности связи проделывают все игроки рынка, так как с проблемой обрывов кабелей сталкиваются регулярно.
Ольга Борщева