Пленум Верховного суда России вынес постановление, разрешающее в некоторых случаях урегулировать спор в досудебном порядке через мессенджеры или соцсети.
— Направление обращения с использованием информационно-телекоммуникационной сети (например, по адресу электронной почты, в социальных сетях и мессенджерах) свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора исключительно в случае, если такой порядок установлен нормативным правовым актом, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо данный способ переписки является обычной сложившейся деловой практикой между сторонами и ранее обмен корреспонденцией осуществлялся в том числе таким образом, — говорится в постановлении.
При разрешении вопроса, имел ли место факт направления обращения через мессенджер или социальную сеть, «допустимыми доказательствами будут являться в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в такой сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения», уточняют в высшей судебной инстанции.
Согласно российскому законодательству, существует целый ряд споров, по которым обязательно соблюдение досудебного порядка. Это означает, что истец может обращаться в суд только в том случае, если до этого он попытался договориться с ответчиком, например, отправив свою претензию по почте. В общем и целом, речь, как правило, идет о защите прав потребителей, торговых услугах или исполнении обязательств в виде подрядных работ, объяснил в разговоре с «Известиями» юрист Кирилл Чернявский.
— Досудебный порядок также необходимо соблюдать в спорах о взыскании денежных средств, возникающих из договоров или сделок, — это все банковские споры, включая кредитные обязательства юридических лиц. Касается это и споров о взыскании денежных средств вследствие неосновательного обогащения. Например, вы дали человеку машину покататься, он на ней покатался и не вернул. Или вы перевели деньги за услугу, а вам ее не предоставили — это тоже неосновательное обогащение.
Значатся в этом списке и экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений в случае, если досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен законом. «Например, при оспаривании решений ФНС о привлечении к налоговой ответственности. Сюда относятся случаи, когда налоговая сначала пишет, что либо вы в добровольном порядке оплачиваете штраф или какое-то взыскание, либо мы на вас подадим в суд», — отмечает юрист.
Кроме того, федеральными законами обязательный досудебный порядок предусмотрен по спорам о расторжении договора аренды, проката, аренды транспортных средств, зданий и сооружений, предприятий, финансовой аренды. Необходим он и в спорах о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при этой перевозке. И это лишь малая часть случаев, при которых необходимо попытаться урегулировать спор до обращения в суд.
Чаще всего досудебный порядок осуществляется посредством отправки другой стороне заказного письма через Почту России либо курьером, указывает юрист Кирилл Чернявский.
— Но в силу того, что у нас развиваются мобильные технологии, пленум позволил сторонам сделать то же самое в электронном виде, если в договоре это предусмотрено. Ведь многие компании, индивидуальные предприниматели ведут весь бизнес через телефон. Теперь кто-то может направить претензию прямо через WhatsApp. Таким образом, претензионная форма соблюдена. Да, человек не направил ее в письменном виде или через почту, но, по сути, одна сторона уведомила другую, что та не исполнила условие договора.
При этом второй стороне необязательно отвечать на эту претензию, чтобы досудебный порядок был соблюден, сообщил в разговоре с «Известиями» юрист Натан Будовниц.
— Лучше, конечно, чтобы она это сделала, потому что у суда будет меньше сомнений в том, что вторая сторона получила соответствующую претензию. То есть, если вторая сторона подтвердила, либо ответила, причем неважно как (хватит и отказа в удовлетворении изложенных в претензии требований), то можно сказать, что стороны попробовали урегулировать миром, но не вышло. И у суда уже не будет сомнений, что они пытались в досудебном порядке этот вопрос решить. Но, тем не менее, если этого ответа не будет, это не означает, что суд не засчитает порядок не соблюденным. Ведь у нас и направленная почтой претензия тоже может быть не получена или сторона может уклониться от получения почтовой корреспонденции. Но в этом случае почта все равно считается доставленной, и это ответственность второй стороны.
Многие суды и ранее считали досудебный порядок соблюденным, если претензия отправляется по электронной почте, через соцсети или мессенджеры. Однако на деле для этого порой нужно приложить немалые усилия и потратить значительные денежные средства, рассказал «Известиям» адвокат Андрей Некрасов.
— Вы идете к нотариусу и, если такая переписка сохранилась, то нотариус производит осмотр этого письменного доказательства, готовит соответствующий протокол и потом вы это приносите в суд. Если переписка велась в мессенджере, важно доказать, что этот номер телефона действительно принадлежит вашему контрагенту. Нередко с этим бывает проблема, если именно этого телефона, с которого велась переписка, нет в договоре. Иногда, конечно, судьи разрешают не заверять электронные переписки у нотариуса, но как правило это происходит, если вторая сторона не противится.
Это подтверждает и Кирилл Чернявский. «Бывает так, что судья просит доказать, что велась переписка. Я открываю планшет, нахожу письмо. Тут вопрос в том, признает ли вторая сторона, что письмо было отправлено. И в зависимости от того, что они говорят, судья может потребовать, чтобы я доказал, что это письмо было отправлено, и тогда может потребоваться нотариальное заверение. Но это может и не понадобиться, если вторая сторона не оспаривает факт отправки письма», — рассказывает он.
Однако остается не совсем понятным, примет ли даже после постановления пленума суд скриншот, заверенный лишь печатью организации, или для этого всё же придется обращаться к нотариусу, отмечает он.
— Это важный нюанс, потому что если суд будет принимать только заверенный нотариусом документ, то такое заверение делает один нотариус из ста. Например, в Санкт-Петербурге у нас это делают практически только в одной компании во всем городе, и стоит такое заверение около 8 тысяч рублей, — заключил юрист.
Марта Литвинова