В основе технологии RFID лежит принцип радиочастотного распознавания объектов с помощью закрепленных на них специальных меток с идентификационной информацией. Ее основное применение лежит в области складской логистики, производства, розничных сетей и т.д. Одним из первых поставщиков информационных систем в России, который предложил решение для RFID, стал Columbus IT Partner. В его основе лежит объединение возможности технологии бесконтактного распознавания с ERP-системой MBS Axapta. Конечный продукт позиционируется для среднего сегмента рынка. Поставщиком аппаратного обеспечения выступает московская компания Aero Solutions.
RFID-система состоит из трех основных компонентов: считывателя (ридера), транспондера (обычно называемого меткой или тагом) и компьютерной системы обработки данных. Ридер имеет приемо-передающее устройство и антенну – они посылают данные к тагу и принимают ответный сигнал, микропроцессор, который проверяет и декодирует данные, а также устройство памяти, которое сохраняет данные для последующей передачи, если это необходимо.
Такая система имеет ряд существенных преимуществ перед традиционным штрих-кодированием. В первую очередь это отсутствие необходимости четкого позиционирования товара перед считывателем, возможность хранения большого объема данных (современные метки позволяют хранить до 8 Кб информации), возможность идентификации нескольких объектов одновременно и высокая скорость считывания меток. Кроме того, метки RFID невозможно подделать, а срок их годности фактически не ограничен.
Не смотря на то, что, на Западе технология RFID уже активно используется, в России она только начинает получать распространение. Первыми в мире ее стали применять компании розничной торговли, такие, как Sainsbury, Metro Group, Wal-Mart Stores. Последняя компания известна еще и как одна из первых, кто начинал внедрять технологии штрих-кодов. В России технологию RFID сейчас применяет, например, завод «Камаз».
В связи с тем, что технология не имеет пока широкого распространения, оборудование для ее применения стоит в несколько раз дороже, чем для штрих-кодирования. Однако, по словам руководителя проектов компании Columbus IT Partner Дениса Стороженко, с ростом спроса на оборудование RFID, его цена будет постепенно снижаться. В настоящее время стоимость меток колеблется в диапазоне от $0,2 до $0,9 в зависимости от исполнения и сферы применения. Считыватели информации стоит в среднем 2,5 – 3 тысячи евро.
MBS – не единственный поставщик систем автоматизации, который присматривается в потенциальному российскому рынку RFID. Здесь собираются активизироваться и другие разработчики, в частности, SAP. При этом, как считают эксперты, технология радиометок сулит не только технологический выигрыш. «Если говорить о розничных сетях, то такие технологии могут обеспечить более прогнозируемое поведение потребителей. Это даст толчок созданию новых бизнес-моделей, например, супермаркетов, ориентированных на определенных клиентов – домохозяек, молодежь или пенсионеров», - отметил директор по маркетингу российского представительства SAP Борис Вольпе.