Объем продаж десктопов в этом году вырастет всего на 2%, до 5,5 млн штук, прогнозирует IDC. Опрошенные РБК daily эксперты отмечают начало консолидации рынка в руках крупнейших ритейловых сетей. По оценкам ассоциации РАТЭК, четверка лидеров выглядит следующим образом: «М.Видео», «Эльдорадо», «Техносила» и «Мир». Пятое место, по итогам года, скорее всего, займет «Белый ветер».
«Тенденция этого года — увеличение продаж ПК через каналы розничных сетей, с которыми, безусловно, проще договориться крупным игрокам. Федеральные розничные сети — сегодня наиболее перспективный канал продаж», — считает Ирина Шеховцова, руководитель PR-службы Merlion (развивает розницу под брендом «Позитроника»).
«В ближайшие два года рынок розничных продаж ПК будет резко консолидироваться», — считает генеральный директор Kraftway Алексей Кравцов. По его словам, в 2007 году пятерка лидеров розничного рынка контролировала около 15% продаж десктопов. В ближайшие два года эта доля может достичь 60%. Оценки «Позитроники» более пессимистичны. «На долю первой пятерки приходится максимум 10% — пока доля «компьютерного самосбора» в регионах существенна. В перспективе крупные сети будут завоевывать рынок», — считает PR-менеджер «Позитроники» Лариса Гордиенко. «Скорее всего в ближайшие два-три года продажи десктопов большей частью перейдут в магазины компьютерных сетей. На откуп небольшим компьютерным фирмам останутся лишь продажи комплектующих и сборка», — считает один из участников рынка.
«Консолидация на рынке продаж ПК в розницу действительно имеет место — доля федеральных игроков растет», — считает директор по связям с общественностью ассоциации РАТЭК Антон Гуськов. Конкуренцию в ближайшие годы им составят специализированные компьютерные сети, такие как «Ультра» и «Белый ветер». «Главная интрига следующего года — как будут развиваться специализированные сети. Рынок ПК будет расти быстрее, чем продажи бытовой техники или мобильных телефонов, так что простор на рынке есть», — заключил г-н Гуськов.
Рост продаж в федеральных сетях провоцирует консолидацию рынка производителей ПК. «Доля лидирующих производителей десктопов растет, но довольно медленными темпами. Причина в том, что большое количество компьютеров продается через мелких региональных игроков, которые сотрудничают с локальными производителями или сами являются таковыми», — считает Денис Долматов, директор по закупкам цифровой и компьютерной техники компании «Эльдорадо». Федеральные сети же делают ставку на 2—5 брендов, и продажи этих брендов увеличиваются вместе с захватом рынка ритейлерами, отметила г-жа Гордиенко.
Александр Дементьев