АО "Российские космические системы" (РКС) собирается выпускать совместный с ПАО "Ростелеком" продукт. Об этом сообщил на встрече с журналистами генеральный директор РКС Андрей Тюлин. Партнеры планируют создать новый картографический сервис, по сути, полноценную ГИС. "Любая молодая компания, которая готова его применять, может обратиться, мы договоримся об условиях работы, подпишем соглашение. И они смогут продукт использовать и зарабатывать на нем", - пояснил руководитель РКС.
По словам Андрея Тюлина, вокруг нового сервиса будут появляться стартапы, но ГИС смогут использовать и крупные компании. Например, его сможет применять "Яндекс", вместо того чтобы покупать геолокационную информацию у иностранных компаний.
Как сообщил руководитель РКС, сама компания продавать продукт не собирается. Оператором, который будет предоставлять и разрабатывать различные коммерческие услуги на основе ГИС, станет "Ростелеком".
Представитель "Ростелекома" ответил на вопрос ComNews, что подписание соглашения с РКС, действительно, состоится 26 августа на авиационно-космическом салоне "МАКС". Сообщить подробности проекта до подписания он отказался.
РКС сейчас активно занимается коммерциализацией деятельности. На "МАКСе" компания намерена представить целый ряд инновационных разработок и продуктов космического приборостроения, спутниковой навигации, безопасности и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). В основном это различная аппаратура и оборудование для космических аппаратов. В ходе разработок появляются продукты, которые также можно применять на Земле. Как заявил Андрей Тюлин, в этом году компания намерена вывести на рынок несколько различных услуг и сервисов.
На "МАКСе" РКС покажет в том числе систему высокоточного мониторинга смещений инженерных сооружений (ВМСИС). Простой пример ее применения: если резонансные колебания моста (примеры подобных случаев есть) становятся слишком сильными, система автоматически перекрывает въезд на него для автотранспорта. Датчики ВМСИС можно устанавливать также на плотинах, башнях, ж/д объектах и других инженерных сооружениях. Систему можно применять для дистанционного управления наземным и воздушным транспортом.
Кроме того, на "МАКСе" будет представлен программный продукт "РКС комплекс" на базе технологий спутниковой навигации (ГЛОНАСС/GPS) и мониторинга подвижных объектов. "Сделали для Роскосмоса, а теперь открываем для широкого рынка", - объяснил Андрей Тюлин. Это система мониторинга автотранспорта, которую можно использовать в грузовых и пассажирских перевозках, ЖКХ, скорой помощи.
Пока компания предлагает рынку лишь "побочные" продукты - серьезная работа по коммерциализации деятельности начнется лишь в 2016 г. РКС сейчас находится в стадии реформирования. Она стала головной компанией холдинга, который объединит все предприятия сферы космического приборостроения. В него уже вошло пять НИИ, НПО и КБ, еще шесть компаний присоединятся в ближайшем будущем.
Отрасль долгое время работала сама на себя, и, как считает Андрей Тюлин, сразу переключиться и стать конкурентоспособным невозможно. "Нужно сначала дорасти технологически, мускулы накачать, а потом предлагать себя на рынке. У нас задача, объединив вокруг себя приборостроительные мощности космической отрасли, сделать их конкурентоспособными. Сразу выйти на смежные рынки не получится", - заявил он. Сейчас главная задача состоит в том, чтобы сохранить основной рынок - российскую космическую отрасль. "Мы для себя решение приняли. Мы понимаем, что если космические запуски будут осуществляться не "Ангарой" и не "Протоном", то Центр Хруничева теряет прибыль от обеспечения запусков, а мы, как комплектаторы, теряем рынок", - пояснил руководитель РКС.
Реформирование отрасли предполагает разделение и устранение дублирующих функций, создание центров компетенций, объединение производственных мощностей, создание виртуального завода космического приборостроения (объединение различных производственных площадок, которые разделены территориально, но будут работать как единое предприятие) и унификацию продукции. Через два года РКС планирует выпустить интегрированный комплекс бортового оборудования для космических аппаратов. Создавать для каждой космической системы новый прибор слишком дорого, поэтому это будет линейка продуктов, из которой можно сделать любой космический аппарат.
Андрей Тюлин уверен, что унификация функций, централизация производства и сокращение расходов позволят сделать Россию конкурентоспособной на рынке космических запусков. Он выразил надежду, что их примеру последуют и другие предприятия космической отрасли. И тогда, как прогнозирует глава РКС, уже к концу следующего года российский "Протон" станет дешевле американского Falcon на 10%.
Виталий Акимов