Роскомнадзор опубликовал разъяснения к поправкам к закону "О рекламе", принятым Госдумой и одобренным Советом федерации в начале июля. Законопроект запрещает с 1 января 2015 года размещать рекламу на каналах, "доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств". Более конкретно в нем описаны те, кого запрет не коснется: это "общероссийские обязательные общедоступные телеканалы" и те, что распространяются с использованием "радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания".
Из разъяснений Роскомнадзора следует, что запрет не распространяется даже на такие каналы, которые имеют эфирную частоту хотя бы в отдельно взятом городе. Ведомство насчитало около 1,4 тыс. СМИ, которые, таким образом, относятся к платным телеканалам, из которых 300 — федеральные. Бесплатных каналов чуть меньше — 1,3 тыс. Список тех и других не разглашается, его могут предоставить только по требованию Федеральной антимонопольной службы, уточнил представитель ведомства Вадим Ампелонский. "Трактовка закона примерно такая: все яблоки — фрукты, но не все фрукты — яблоки",— говорит вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин. В проекте не сказано, что является платным каналом, но это вопрос неоднозначный, напоминает он: так, если абонент покупает пакет из 40 каналов, оплачивает он их все сразу, даже если в него входят общедоступные бесплатные.
Большинство крупных кабельных каналов подпадают под запрет. Это, например, LifeNews, который в феврале получил крупный рекламный контракт от "Ростелекома" до конца 2016 года стоимостью почти 200 млн руб. Гендиректор LifeNews Ашот Габрелянов вчера не стал комментировать перспективы канала. Гендиректор ИД "Комсомольская правда" Владимир Сунгоркин говорит, что за счет рекламы полностью компенсировались затраты на одноименный телеканал, составлявшие 200 млн руб. в год. "Если не придумаем, как компенсировать эти расходы, придется закрывать канал",— сетует он. Гендиректор компании "Цифровое телевидение" (ЦТВ), управляющей тематическими каналами ВГТРК, Кирилл Лыско указывает, что в выручке ЦТВ доля доходов от рекламы — менее 20%, что, по его мнению, "в целом соответствует усредненной бизнес-модели платного телевидения". "Это выпадающие доходы, но существенного влияния на развитие компании это не окажет",— уверен он. Представитель Russia Today указывает, что для этого канала рекламный рынок России не является основным источником дохода, так как основная аудитория сосредоточена за рубежом.
Среди популярных нишевых каналов запрет не коснется РБК-ТВ. У него есть телестанции в Новосибирске и Ростове-на-Дону, где РБК-ТВ вещает на своих частотах. Рассчитывает продавать рекламу и недавно запущенный "CTC Love" (входит в холдинг "СТС Медиа"). Его представитель подчеркивает, что стратегия канала "предусматривает переход на эфирное распространение". Менеджер одного из крупных холдингов тематических каналов предполагает, что "сейчас все будут внимательно изучать частотный план по всей стране и искать, где есть свободная частота". "Покупать частоты — это серьезные деньги, не думаю, что это путь к спасению",— не соглашается гендиректор Universal Networks Мераб Габуния. Стоимость региональных телестанций эфирного вещания зависит от города, следует из отчетности "СТС Медиа": так, в 2012 году холдинг потратил $4 млн на шесть таких станций, а в 2011-м — $21,5 млн на восемь.
Анна Афанасьева, Павел Белавин, Олеся Чичьянц