14 марта, на фоне блокировки Роскомнадзором популярной соцсети Instagram, в аккаунтах предпринимателя Александра Зобова появились сообщения о создании новой соцсети. Что характерно, в постах говорилось о том, что новая соцсеть давно задумывалась её создателями, однако блокировка Instagram подтолкнула их к этому шагу.
Специально для аккумуляции потенциальных пользователей создан двухстраничный сайт rossgram.ru, где будущие россграмеры могут оставить заявку с указанием того, обычные ли они пользователи, или блогеры с аудиторией больше 100 000. По обещанию разработчика, для топовых блогеров соцсеть будет открыта раньше – 28 марта 2022 года, для простых пользователей – в начале апреля. Также шанс попасть в число пользователей сети одними из первых есть у инвесторов, готовых поддержать проект рублем.
Чтобы подать заявку на оповещение о запуске социальной сети, необходимо оставить свои контакты на форме сайта: имя, адрес электронной почты, по желанию – номер телефона для получения SMS-оповещения, свою роль (пользователь или топовый блогер), после чего нажать зеленую кнопку с надписью «подписаться». Для партнеров на сайте есть отдельная форма, где роли распределены на «инвесторов», «спонсоров» и «информационных партнеров». Если для простых пользователей нет необходимости заполнять номер телефона, то для партнеров это поле обязательно.
Наиболее осторожные россияне уже опасаются очередного глобального слива данных: запустится ли новая сеть или нет – еще вопрос, а база с адресами почты и именами появится в любом случае, да еще и с пометками, у кого много денег, а у кого – подписчиков.
Менее осторожные планируют вступать в соцсеть в первых рядах – по опыту, самые первые пользователи имеют больше шансов «раскрутиться» и обрасти фолловерами. С учетом обещания монетизации и других бонусов для блогеров, желающие раскрутиться готовы вставать в очередь и записываться в списки.
Впрочем, возможно, что обзавестись фолловерами хочет как раз сам Александр, мгновенно превратившись из малоизвестного рекламщика в создателя ни много ни мало «российской замены Instagram». Предпоследний пост на странице Александра в VK гласит «Отвечаю не быстро, у меня сотни писем в личке», последний – «Ну вот #Россграм и в топ новостей ЯНДЕКСА!»
Позиционирующий себя в качестве создателя новой соцсети Александр Зобов, судя по странице в ВК, успел поработать интернет-маркетологом, а также получить ряд сертификатов краткосрочных онлайн курсов, подтверждающих его профессиональную ценность. Еще из жизни Александра Зобова известно, что ему удалось переехать на время пандемии из Петербурга в деревню Аммочино (Пестовский район Новгородской области), где он удаленно работал на Лондонского работодателя ведущим РРС-специалистом (специалистом по контекстной рекламе). И даже текстовая ссылка на страницу в VK гласит «reklamist».
Кроме того, краткое резюме на сайте Rossgram.ru описывает Александра как бизнес-тренера компании «Мастер-класс», а также как создателя некоей соцсети «Вебкоммуна». По задумке автора, участники соцсети должны были обмениваться умениями и навыками абсолютно без финансового участия, услуга за услугу. Судя по сомнительному успеху «Вебкоммуны», созданной в 2009 году, но так и не взлетевшей, можно делать некоторые прогнозы и в отношении «Россграма».
Многих потенциальных пользователей отталкивает название «Россграм», вызывающее ассоциации и с русопятством, и с алкоголем. Топорное название послужило поводом для сотен комментариев за короткое время: «как Макдоналдс, но только шаверма», «Россрам», «отличное название для распивочной» и других.
Тем не менее, рекламируемая соцсеть уже обзавелась даже страницей в Википедии, правда, пока страница претендует на удаление в ближайшее время.
Многие соцсети проходили процесс громкого запуска, и даже набирали некое количество участников, но потом быстро затухали: такая судьба постигла не только российские соцсети «Мой Круг», «Дамочка», «Liveinternet», но и более глобальные: «DailyBooth», «Yik Yak», «MySpace».
Любопытен также тот факт, что на прошедшей 16 марта пресс-конференции ТАСС в числе других вопросов журналисты интересовались судьбой заблокированного Instagram и уточняли, планируется ли создание российских аналогов всемирно известной сети. Максим Паршин, замминистра Минцифры, ответил на этот вопрос в том ключе, что разработать такую соцсеть можно, и такие разработки даже уже есть, но ключевым моментом в создании соцсети является наполняемость её контентом, удобство использования, частота посещаемости, обновляемость контента, комфорт пользователей при посещении данной сети. Удастся ли решить именно эти вопросы Александру Зобову и его партнерам – этот вопрос пока остается открытым.