Оба законопроекта опубликованы в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД). Авторами проектов выступили депутаты Госдумы РФ Анатолий Аксаков, Игорь Дивинский, Олег Николаев и член Совета Федерации Николай Журавлев. Они подготовили законопроекты в соответствии с поручениями президента РФ Владимира Путина.
Анатолий Аксаков отметил, что законопроекты - "О цифровых финансовых активах" и "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)" - направлены на активизацию использования современных цифровых технологий для стимулирования инвестиций в различные проекты, прежде всего венчурных и технологичных, проекты малого бизнеса, стартапы. Они легализуют процедуру ICO для упрощенного привлечения инвестиций на основе краудфандинга, при этом обеспечивают защиту инвесторов от действий недобросовестных участников и мошенников, использования пирамидальных схем.
Депутат подчеркнул, что подготовка законопроектов велась при самом активном и непосредственном участии правительства и Банка России, а также депутатов Госдумы. "Очевидно, что предложенные документы требуют доработки, в том числе с учетом мнения экспертного сообщества. Комитет готов к соответствующей конструктивной работе и организует все необходимые дискуссии по их обсуждению и доработке", - сказал Анатолий Аксаков. При этом, добавил он, комитет будет стремиться рассмотреть законопроекты в первом чтении в апреле, для того, чтобы второе и третье чтения провести в мае-июне. "Это позволит выполнить поручение президента, в соответствии с которыми они должны быть приняты до 1 июля текущего года", - уточнил Анатолий Аксаков.
Напомним, что в начале этого года Министерство финансов РФ (Минфин) опубликовало проект федерального закона "О цифровых финансовых активах", который призван привнести законодательное урегулирование в новую отрасль - выпуска и оборота цифровых активов (криптовалют) в России (см. новость ComNews от 26 января 2018 г.).
Законопроект дает определения таким понятиям, как цифровой финансовый актив, криптовалюта, майнинг, распределеный реестр цифровых транзакций, цифровой кошелек и т.д. Проект закона предусматривает, что все сделки с цифровыми активами должны осуществляться через операторов обмена цифровых активов, которыми могут быть только юридические лица, являющиеся либо профучастниками, либо биржами.
"Кроме того, предусмотрен обмен токенов на рубли, иностранную валюту, при этом возможность и правила обращения криптовалют, в том числе для приобретении токенов должны определяться Банком России по согласованию с правительством страны", - напомнил Анатолий Аксаков. Он добавил, что законопроект определяет также перечень сведений, которые должна содержать публичная оферта о выпуске токенов.
Законопроект "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)" регулирует отношения по привлечению инвестиций с использованием цифровых технологий и определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ. Как уточнил Анатолий Аксаков, наряду с традиционными формами, закрепляющими правоотношения между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, законопроектом предусматривается использование токенов инвестиционного проекта, обозначающих определенные имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределенном реестре. Для заключения и исполнения договоров между инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции, законопроектом предусматривается возможность использования смарт-контрактов.
"Операторами инвестиционной платформы могут являться российские хозяйственные общества, включенные в реестр Банка России. Требования по минимальному размеру собственных средств оператора сопоставимы с требованиями для профучастников рынка ценных бумаг (3 млн руб.). Устанавливается также, что требования к руководству и участникам оператора соответствуют требованиям для профучастников, закрепленным в законе "О рынке ценных бумаг", - рассказал Анатолий Аксаков.
Отметим, что в конце января 2018 г. ЦБ и Минэкономики представили два разных законопроекта о регулировании рынка краудфандинга. Принципиальным различием в них стал вопрос предельных сумм инвестиций для неквалифицированных инвесторов. ЦБ в первую очередь беспокоили риски граждан, в то время как Минэкономики заботится о развитии рынка (см. новость ComNews от 29 января 2018 г.). Однако на днях Минэкономразвития совместно с ЦБ предложили ряд изменений в первоначальную версию законопроекта о краудфандинге в целях развития рынка.
В частности, стороны предоставили возможность привлекать инвестиции всем видам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, а не только коммерческим организациям. Из документа они исключили субъективные требования к деятельности краудплатформ, установили порядок контроля Банком России, конкретизировали ограничения для лиц, не включенных в реестр операторов краудфандинговых платформ. Кроме того, новая редакция предполагает освобождение услуг профильных платформ от уплаты НДС, возможность их взаимодействия с бюро кредитных историй, возложение на площадки функций налогового агента по НДФЛ.
"Позиция Минэкономразвития заключается в том, что законопроект должен способствовать развитию рынка народных инвестиций. Мы предлагаем мягкое регулирование, построенное на принципах добровольной регистрации краудфандинговых платформ", - прокомментировал заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что оба законопроекта важны, поскольку выводят индустрию альтернативных инвестиций из серой зоны. Что касается закона о цифровых финансовых активах, то эксперт отметил, что он нужен профессиональным участникам фондового рынка, чтобы начать зарабатывать на этом рынке. "Пока что на нем богатеют (и теряют богатство) братья Винклвоссы, владельцы Tether и Ripple, а традиционные игроки не имеют возможности с ними конкурировать, поскольку должны исполнять закон – а закона не было. Соответственно, возникал вопрос, что вообще считать российским рынком криптовалют, как его измерять, сколько на нем участников и т.п. Отсутствие цифр по нему само по себе свидетельствует, что традиционные исследовательские агентства не видят – кому можно было бы продать результаты исследований, если бы такие велись", - заметил Леонид Делицын.
"Рынок ICO, конечно, обещал стать более крупным явлением, в особенности с учетом объема привлеченных средств. Поскольку эта технология в перспективе может, во-первых, значительно сократить издержки всей индустрии финансов, а во-вторых, вообще закрыть "дыру" в интернете, связанную с отсутствием в стеке TCP/IP слоя представления данных, российские разработки в этом направлении весьма желательны", - сказал он.
Аналитик отметил, что закон не запрещает ICO, хотя несколько усложняет их проведение. "Дальше все будет зависеть от того, насколько организации, подобные РАКИБ (Российская ассоциация криптовалют и блокчейна), в самом деле сумеют наладить экспертизу проектов. В случае успеха, ICO могут стать одним из драйверов роста российской цифровой экономики. В случае неуспеха, они, скорее всего, станут разновидностью краудфандинга и нишевым видом альтернативных инвестиций", - резюмировал Леонид Делицын. Законороект о рынке краудфандинга аналитик "Финама" комментировать не стал.
По словам управляющего партнера юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулина, первое, что бросается в глаза в законопроекте "О цифровых активах" – это его терминологическая непроработанность, хотя терминам посвящена целая статья, а в общей сложности законопроект содержит пять статей. "Между тем, установление точных дефиниций по сути должно являться главной целью этого законопроекта", - сказал юрист. Кроме того, отметил Алексей Сулин, криптовалюта и токены названы законопроектом "имуществом в электронной форме". Однако имущество – это чрезвычайно широкая категория, к которой относятся такие разные объекты как ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, деньги, имущественные права и т.д. "Режим того или иного вида имущества установлен Гражданским кодексом. Простое указание на криптовалюты и токены как на имущество не имеет смысла без детальной проработки режима их обращения и гармоничное вплетение новых норм в структуру Гражданского кодекса", - пояснил он.
По словам юриста, основная проблема предложенного законопроекта заключается в том, что его авторы не совсем понимают зачем он нужен, так ли уж назрела его необходимость для столь быстрого принятия закона. "Скорость, с которой законопроект был подготовлен и внесен, говорит лишь о намерении исполнить поручение высшего руководства, но не о том, чтобы установить необходимые для отрасли правила игры. Законопроекты такой важности должны обсуждаться экспертным сообществом и участниками рынка в течение нескольких месяцев и даже лет. Только после того, как возникнет понимание и выстроится концепция регулирования, должен родиться законопроект", - заключил Алексей Сулин.
Мария Андреева