«Наиболее жесткое соревнование между конкурентами в области IP наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Чтобы остаться на плаву, компании стараются предоставлять высококлассные бизнес-решения. А в более отдаленных местностях, где уровень проникновения связи практически равен нулю, они идут на различные ухищрения, предлагают эффективные и сравнительно недорогие услуги», – отмечает Кристина Хартман, вице-президент исследовательских проектов Probe.
В компании Probe считают, что российский телекоммуникационный рынок очень привлекателен для основных поставщиков телекоммуникационного оборудования, которые давно работают в России. При этом они отмечают, что в последнее время на российском рынке все более сказывается влияние поставщиков оборудования из Азии, таких как Huawei Technologies, что приводит к резкому снижению цен на оборудование.
Бурное развитие IP-телефонии в России аналитики Probe связывают не только с развитием экономики в целом, но и с повышенным вниманием к отрасли телекоммуникаций со стороны высокопоставленных чиновников. «И должностные лица, и появляющиеся российские операторы часто имеют прямое отношение к крупным организациям, в которых достаточно сложная структура собственности, подразумевающая как иностранных, так и отечественных инвесторов», – добавляет госпожа Хартман.
«Этот отчет скорее отражает объемы ввозимого оборудования для IP-телефонии. Очевидно, в России сейчас намного больше современного оборудования, чем во многих других странах. Они уже успели обновиться лет десять-пятнадцать назад, а у нас этот процесс только сейчас набирает обороты. Что касается популярности IP-телефонии, то здесь мы скорее сопоставимы с европейскими странами и США: эта технология очень популярна, есть большая конкуренция и часто бывает очень большой разброс в цене и качестве услуг», – отмечает Федор Крупянский, руководитель подразделения маркетинга компании «Голден Телеком».
«В отличие от Probe мы считали не ввозимое IP-оборудование, а объем трафика и доходов. По нашим подсчетам, российские IP-операторы в прошлом году заработали 110–115 MUSD, а объем трафика составил 2,4 млрд минут, – отмечает Татьяна Толмачева из исследовательской компании iks-consulting. О каких-то крупных игроках на этом рынке сейчас говорить сложно, потому что это зависит от вида IP: карточный или межоператорский».
Надежда Голубева, аналитик ИК «Атон», соглашается с Probe в том, что у России очень большой потенциал: «Действительно, перспективы IP в России очень велики, но до сих пор очень маленький процент пользователей этой услуги среди населения. Видимо, она не очень хорошо продаётся. По мере роста рынка, очевидно, будет происходить консолидация и вытеснение мелких игроков».