В России начинается эксперимент по созданию национального репозитория открытого кода. При этом постановление правительства, согласно которому данный эксперимент проводится, содержит текст российской открытой лицензии, на условиях которой программное обеспечение будут публиковать государственные органы и корпорации. И в целом одной из задач данного эксперимента является формирование нормативной базы.
Работа над российской государственной открытой лицензией (ГОЛ) началась еще в 2021 году. Текст одной из ранних ее версий всплыл в репозитории кода программного комплекса "Витрины данных НСУД" разработки НИИ "Восход" в июне 2021 года. Также один из ее разработчиков, ведущих системный архитектор НИИ "Восход" Григорий Шатров озвучил общие положения данной лицензии на Конференция разработчиков свободных программ-2021. "Главным преимуществом использования открытого кода может стать проведение широкого импортозамещения, без кратного увеличения затрат на информационные технологии в госорганах", - заявил Григорий Шатров.
Создание репозитория российского ПО было анонсировано в мае текущего года на прошедшей в Казани конференции Russia Open Source IT Summit. На нем советник министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергей Сергиенко отметил, что именно для государства преимущества открытого кода значимы в наибольшей степени. По его оценке, случаи вторичного использования раннее сделанных разработок являются единичными, что приводило и приводит к росту издержек и затягиванию сроков разработки. Проект открытой российской лицензи устраняет целый ряд коллизий с отечественным законодательством о защите авторских прав. При этом лицензия позволяет коммерциализировать или закрывать код при вторичном использовании без каких-то дополнительных согласований.
По мнению основателя CodeScoring Алексея Смирнова, вопрос о совместимости ГОЛ с GNU GPL потребует признания некоммерческой организацией Free Software Foundation (FSF), во что в текущих реалиях остается только верить. Для этого авторам потребуется провести очень большую международную работу и пройти не одну длинную цепочку согласований, что может занять годы. Вместе с тем ГОЛ выглядит совместимой со свободными лицензиями, но все-таки здесь требуется тонкая юридическая работа и дополнительные разъяснения юристов.
Вместе с тем, как напоминает генеральный директор АО "ИВК" Григорий Сизоненко, есть прецедент того, когда так называемая оберточная лицензия была одобрена юристами Free Software Foundation с одной стороны, и российскими Минэкономразвития и Минцифры, причем в довольно короткие сроки. Суть оберточной лицензии состоит в том, что что дистрибутив Alt – это не программа, а сборник, который содержит большое количество компонентов под разными лицензиями, описано, какие именно права на использование и модификацию каждого конкретного компонента предоставлены пользователю, оговариваются условия использования дистрибутива в целом.
"Получившаяся открытая лицензия не совсем про свободное программное обеспечение (СПО), а скорее именно про открытое. Поэтому куда важнее будет признание организацией Open Source Initiative (OSI) и включение общепризнанный перечень лицензий. В первом рассмотрении ГОЛ является совместимой с большей частью лицензий относящихся к Разрешительной (Permissive) и Копилефтной (Copyleft) группам. Но это поверхностный и ручной анализ. Российскому сообществу сейчас нужна простая таблица по совместимости ГОЛ с основными Open Source-лицензиями, такими как Apache 2.0, MIT, MPL 2.0 и другими, составленная авторами самой лицензии. Если говорить о проведении полноценной работы по лицензиям, то мы у себя в Лаборатории CodeScoring насчитываем почти 2000 типов открытых лицензий, и мы понимаем, что провести проверку на лицензионную совместимость с ними всеми это большая работа, которую ещё предстоит провести", - предупреждает Алексей Смирнов.
Исполнительный директор "Смарт-Софт" Сергей Черномашенцев напоминает, что есть существенное разделение между коммерческими лицензиями и лицензиями для собственного использования: "Если вы применяете свободно распространяющийся продукт для внутренних целей - как делает администратор в своей организации, то с этим все в порядке. Но если вы планируете на этом зарабатывать деньги, то тогда будьте добры делиться с создателями своим заработком. Коммерческие, даже свободные, лицензии для коммерческих организаций, которые на этом зарабатывают, стоят денег".
"Для конечного/рядового автора открытого кода (open source-разработчика) эта лицензия пока не выглядит привлекательной, т. к. она создана для применения в большей степени в b2g-отношениях и отвечает текущим вопросам/проблемам, с которыми сталкиваются сегодня исполнители и заказчики в государственных контрактах, - предупреждает Алексей Смирнов. - Проблема возможности легального переиспользования кода стоит сегодня довольно остро, и именно эксперимент по применению ГОЛ и наличие Государственного Репозитория должен навести порядок в этих вопросах. Но безусловно здесь требуется грамотное методическое сопровождение и поддержка от Минцифры".
Также, как предупреждает Григорий Сизоненко, специфические сложности могут возникать при распространении сложных программных продуктов, в состав которых включены несколько программ под разными свободными лицензиями (например, при распространении дистрибутивов операционных систем). Для разрешения этой коллизии и была разработана оберточная лицензия ОС Alt.
Также стоит обратить внимание на то, что эксперимент должен был начаться еще в июне, как это анонсировал Сергей Сергиенко на Russia Open Source IT Summit. За это время многие компании успели создать свои репозитории. Технический директор Crosstech Solutions Group Никита Андреянов видит создаваемый государством репозиторий единым консолидирующим центром для размещения в нем ПО с открытым исходным кодом, важно заранее продумать механизмы интеграции с репозиториями, которые уже сейчас локально присутствуют в ряде компаний. При этом важно обеспечить как прозрачность и удобство интеграции для конечных разработчиков, так и достаточную степень информационной безопасности.
"Код разработанный за счет государственного бюджета должен быть размещен в едином доверенном пространстве (не принципиально, будет оно разделено на ведомства или нет) и открыт как минимум для самого государства, и это очень действенная антикоррупционная мера, чтобы не допустить задвоения работ и других аспектов недобросовестной реализации и использования сторонних компонентов, - уверен Алексей Смирнов. – Но при этом открывать код целых информационных систем — скорее вред именно по причине информационной безопасности. Но есть и хорошие примеры и варианты применения ГОЛ. Вы, например знаете сколько библиотек по интеграции с ЕСИА реализовали российские интеграторы? Таких реализаций по всей стране несколько сотен, если не тысяч и все они разной степени качества и для разных языков программирования и каждый пользуется только "своим" и просит за это оплату".
"Те, кто разработал свои репозитории могут продолжать вести их экспериментов с кодом. Но готовые наработки надо отдавать в "апстрим" - в госрепозиторий. Во-первых, в дальнейшем развитии кода примут участие сторонние программисты, что существенно сократит затраты и время появления новых версий. Во-вторых, отдав свой код в общее пользование, разработчики получат возможность пользоваться плодами чужого труда, что существенно облегчает процесс создания программного продукта. Это общая базовая схема разработки свободного ПО, - считает Григорий Сизоненко. - Нет смысла дублировать одни и те же программные пакеты в разных репозиториях. Это нерационально по затратам сил и финансов, и неизбежно приведет к расхождению версий. Смысл в том, чтобы сосредоточить силы на развитии одного репозитория, которым могут пользоваться все, независимо от ведомственной принадлежности".
Яков Шпунт