Сегодня, не выходя из дома, можно приобрести практически любой товар: одежду, косметику, продукты питания, мебель и многое другое. Интернет-продажи с каждым годом набирают все большую популярность. Естественно, торговлю мобильными телефонами и смартфонами также не обошла эта тенденция.
По оценке специалистов J’son & Partners Consulting, суммарный объем рынка электронной коммерции в России в 2012 году составил 1,9 трлн руб.
Одним из ключевых драйверов развития российского рынка E-commerce является рост интернет продаж техники и электроники, в том числе и мобильных терминалов.
Российский рынок интернет-продаж мобильных терминалов
По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2013 году доля онлайн-продаж в общих продажах мобильных терминалов составит 17% в денежном выражении (1,2 млрд. долл.) и 9% в натуральном выражении (3,6 млн. штук).
Средняя розничная цена устройств, продаваемых онлайн, намного выше, чем для рынка мобильных терминалов в целом. По мнению J’son & Partners Consulting, это объясняется тем, что в интернете намного чаще покупают более функциональные мобильные телефоны и смартфоны. А покупая устройство «премиум» сегмента в интернете, покупатель может сэкономить уже достаточно значительную сумму денег.
Драйверы развития интернет продаж в России
К драйверам развития интернет-продаж в России можно отнести:
- Стоимость мобильных терминалов в интернет-магазинах зачастую ниже стоимости на аналогичный товар в обычном магазине
- Большой ассортимент устройств, предлагаемый в интернет-магазинах
- Увеличение проникновения фиксированного доступа в интернет
По данным J'son & Partners Consulting, в 2012 году общее число абонентов проводного ШПД в России составило 27,15 млн. (26,1 млн. домохозяйств в частном сегменте и 1,05 млн. компаний в корпоративном сегменте). По прогнозам экспертов J'son & Partners Consulting, число абонентов проводного ШПД к 2016 году составит 32,8 млн. и 1,56 млн. абонентов в частном и корпоративном сегментах соответственно
- Улучшение обслуживания онлайн-покупателей
Постоянно растет число городов, где доступна услуга курьерской доставки. Кроме того, в онлайн магазинах появляются новые услуги, например некоторые интернет-магазины начали предлагать покупателям получить консультацию по настройке устройства
- Заинтересованность ритейлеров развивать онлайн-продажи
Сегмент онлайн продаж активно растет, следовательно, уже сейчас крупным российским сетям мобильного ритейла важно начать активно развивать и вкладывать деньги в свой интернет магазин, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе
- Повышение осведомленности покупателей об удобстве покупок онлайн;
Барьеры развития интернет продаж в России
К барьерам развития интернет-продаж в России можно отнести:
- Доверие и привычка большинства людей в России пользоваться традиционными, офлайновыми магазинами.
Отношение рынка электронной коммерции к общему объему торговли в России составляет около 2%, в то время как в развитых рынках эта цифра ближе к 5%, а у общепризнанных лидеров – Великобритании и США – превышает 10%. Пятикратное отставание России от лидеров говорит о недостаточном доверии и желании россиян пользоваться интернет-магазинами.
- Проблемы с доставкой в некоторых регионах РФ
На текущий момент, многие интернет-магазины в небольших городах предлагают в качестве способа доставки товара только самовывоз. Так, по данным компании МТС, 93% покупок в интернет-магазине розничной сети МТС происходит по схеме: заказ в интернете, а получение – в ближайшем салоне.
- Отсутствие возможности проконсультироваться с продавцом
Появление онлайн-консультантов может частично решить эту проблему, но для некоторых покупателей предпочтительней проконсультироваться с продавцом лицом к лицу.
- Отсутствие возможности «пощупать» товар.
Прогноз развития российского рынка интернет продаж мобильных терминалов
По прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2016 году в России в интернете будет продаваться примерно каждый пятый мобильный терминал, т.е. суммарно рынок продаж мобильных терминалов в интернете достигнет 8 млн. устройств в год.