«Ростелеком» позиционирует себя как надежный партнер государства в телекоммуникационной сфере. В рамках реализации Федеральной целевой программы «Информационное общество» компания с 2011 года занимается проектом создания «Электронного правительства» для обеспечения прав граждан и организаций на доступ к государственным услугам. При этом «Ростелеком» со временем расширяет сферу своей деятельности (см. об этом новость раздела «Ростелеком Электронное Правительство» от 10.10.2013).
По словам г-на Нестерова, «государственная программа «Информационное общество», которая стартовала в 2011 и рассчитана до 2020 года, подразумевает под собой весьма амбициозную и значимую с точки зрения государства цель: улучшение качества уровня жизни граждан и условий развития бизнеса». Цель будет достигнута за счет использования в государственном управлении информационных и телекоммуникационных технологий, а также обеспечения доступности информационных ресурсов для общества и бизнеса. Для этого требуется обеспечить равную доступность услуг и функций органов государственной власти для всех категорий лиц, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и для проживающих в удаленной местности.
Создание ИТ-инфраструктуры — первый шаг к появлению информационного общества
Целевые показатели программы, действительно, впечатляют: к 2015 году 90% граждан смогут получать госуслуги во многофункциональных центрах по принципу «одного окна»; к 2018 году 70% граждан должны иметь возможность получать госуслуги в электронном виде. И первоочередной задачей для достижения этих целей компания считает создание единой ИТ-инфраструктуры поддержки решения государственных задач.
Алексей Нестеров напомнил основные этапы развития инфраструктуры в регионах Северо-Запада. В 2011 году, после подписания Соглашений о сотрудничестве при формировании электронного правительства и переводе госуслуг в электронный вид между Правительствами субъектов РФ и ОАО «Ростелеком», компания организовала защищенные каналы передачи данных. К 2014 году на Единый портал госуслуг (ЕПГУ) было выведено в семи регионах СЗФО более 1600 услуг, банки и органы власти были подключены к государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), заработала система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Отдельный вопрос — обеспечение государственных целевых показателей по количеству граждан, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Согласно плану, прирост пользователей портала госуслуг должен был равняться 8-9% начиная с 2010 года. Однако реальные темпы роста отстают от целевых показателей, в частности, из-за того, что проект стартовал не в 2010, а в 2011 году. Сейчас ситуация меняется достаточно активно: к концу 2014 года количество зарегистрированных в ЕСИА пользователей приближается к 10%. Правда, для достижения цели в 70% к 2018 году - необходимо будет обеспечить ежегодный прирост базы ЕСИА на 14-18%.
При этом на Северо-Западе уже более 1,4 млн граждан зарегистрированы на едином портале госуслуг. По этому показателю СЗФО и, в частности, Петербург находится выше среднего показателя по России.
Для достижения целевых показателей ЕСИА нужно предпринять большие усилия,
в первую очередь — применение обучающих мероприятий, создание мотивации
для граждан, обеспечение удобства пользования порталом госуслуг
Особое внимание «Ростелеком» уделяет проекту ликвидации цифрового неравенства. Например, в начале декабря spbit.ru опубликовал новость о том, что компания обеспечила ШПД более 80 населенных пунктов Ленинградской области, в некоторых из них до того момента была только телефонная фиксированная связь.
Устранение цифрового неравенства предусматривает подключение большого количества небольших населенных пунктов к ресурсам сети Интернет. Важно, что Интернет обеспечит не только развлекательный контент (например, Интерактивное ТВ), но и даст возможность населению быть активными потребителями государственных и муниципальных услуг. «В малых населенных пунктах основной контингент населения — пожилые люди, им жизненно необходимы услуги государства. Но они привыкли всю жизнь ходить по инстанциям с бумажными справками... Сегодня все это доступно в электронном виде», - подытожил спикер.
Для людей старшего поколения «Ростелеком» проводит комплекс обучающих мероприятий по популяризации электронных госуслуг, мобильных приложений и Интернета в целом. Интересно, что обучающий интернет-портал «Азбука интернета» www.azbukainterneta.ru, разработанный «Ростелекомом» совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации специально для пенсионеров, стал лауреатом «Премии Рунета» в номинации «за развитие региональных интернет-проектов» (подробнее см. новость раздела «Премии Веб» от 26.11.2014).