Реализовать выдвинутые инициативы позволит создание специального режима регулирования для индустрии дата-центров и облачных сервисов - виртуальной особой экономической зоны (ВОЭЗ). Это экстерриториальная ОЭЗ с особым правовым режимом, не закрепленным за конкретной территорией, но направленным на решение экономических задач конкретной отрасли. По словам участников заседания, принцип экстерриториальности целесообразен в связи с трансграничным характером услуг дата-центров и облачных сервисов, отсутствием необходимости физического присутствия компаний на конкретной территории.
Преимущество ВОЭЗ, по менинию участников заседания РСПП, заключается в том, что государству не нужно инвестировать в транспортную, инженерно-коммунальную и прочую инфраструктуру. В единую зону участники объединяются виртуально, по типу кластерной цепочки, выстроенной под единый бизнес-проект.
По заключению экспертов, создание ВОЭЗ в России даст следующие эффекты: увеличение объема российского рынка дата-услуг в 20 раз до $8,2 млрд к 2030 г. (в 2018 г. ожидается $402 млн), ускорение среднегодового роста отечественного рынка облачных сервисов на уровне около 30% до 2030 г. вместо текущих 13%, создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы, усиление позиций России на мировом рынке, приток иностранных инвестиций, мультиплицирующий эффект на развитие цифровой экономики в стране.
Президент РСПП Александр Шохин отметил: "Сегодня мы обсуждаем важный для бизнеса вопрос - вопрос создания виртуальной особой экономической зоны. Сейчас, когда мы стоим на пороге решения глобальных задач, поставленных перед нами президентом России, мы должны выходить за привычные рамки и искать новые пути совместной деятельности для достижения ускоренного экономического роста и технологического прорыва".
В рамках разработки комплекса мер Центр компетенций по направлению "Информационная инфраструктура" программы "Цифровая экономика Российской Федерации" провел масштабное исследование мировой практики, а также аккумулировал позиции крупнейших участников российского рынка дата-центров и облачных сервисов. Выявлены как сильные стороны российского рынка, так и административные барьеры на пути его роста.
Российские поставщики услуг ЦОДов обладают целым рядом конкурентных преимуществ по сравнению с иностранными компаниями - это низкая стоимость квалифицированной рабочей силы, по сравнению с конкурентными рынками (Европа, Северная Америка, Азия), соответствие центров обработки данных (ЦОД) и информационно-технологических систем мировому уровню, низкая стоимость электроэнергии, низкая температура воздуха, что может снижать затраты на кондиционирование, занимающие существенную долю в эксплуатационных затратах.
"Мы полагаем, что страны БРИКС могли бы быть заинтересованы в хранении данных на нашей территории. Мы должны понимать, что в странах Юго-Восточной Азии, Китае, Индии - несмотря на то что они экономически развиваются очень активно - климат и география в целом не позволяют достигать той эффективности по хранению и обработке данных, как в России, в силу того, что там просто жарко. Это тоже объективно влияет на экономику ЦОДов", - отметил президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский.
По его словам, никто не будет хранить чувствительные для своей экономики и ресурсов данные за рубежом, но это не означает того, что обычные пользователи не прибегнут к такой возможности. "Рост объема данных - поток, который сейчас просто захлестывает мировой интернет. И прежде всего это не данные правительства или государства, а пользовательские данные - видео, аудио и т.д. Если данные не являются критически важными для, например, системы обороны, страна может задуматься о том, чтобы услуги по их хранению покупать за рубежом. Для государственной системы это не критично", - отметил Михаил Осеевский.
В настоящее время доля России на мировом рынке хранения и обработки данных составляет всего 0,9%. Программа "Цифровая экономика РФ" предусматривает рост доли в несколько раз в перспективе пяти лет. На рассмотрение комитета был представлен комплекс мер, нацеленный на увеличение темпов роста рынка, в том числе за счет наращивания экспорта дата-услуг.
"Мы придерживались общеотраслевого подхода: при разработке мер по поддержке опережающего развития рынка облачных сервисов и его экспортного потенциала учтены предложения экспертов профильной ассоциации, консалтинговых компаний и всех крупнейших участников отечественного рынка. Был детально проанализирован мировой опыт поддержки. По нашему общему мнению, создание виртуальной ОЭЗ и инициативы по снятию административных барьеров будут способствовать увеличению доли России на мировом рынке услуг по хранению и обработке данных до 5% к 2024 г. при среднегодовых темпах роста нашего рынка 29%. Это более чем в два раза выше темпов роста, возможных при сохранении существующих правил игры", - подчеркнул Михаил Осеевский.
"Мы должны обеспечить рост с текущего показателя менее 1% до 5%. Понятно, что решение такой амбициозной задачи просто физически невозможно без изменения подхода к регулированию в данной сфере. То есть мы должны найти такую оптимальную модель, при которой мы с вами сможем предложить не только отечественному, но и международному рынку услугу, лучшую по целому набору параметров, чем предлагают другие международные центры хранения и обработки данных", - отметил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Евгений Кисляков.
В исследовании, о котором говорилось выше, перечислены и ключевые барьеры для развития экспортного потенциала отечественной дата-отрасли и содержатся согласованные рынком инициативы по их преодолению - отмена валютного контроля при экспорте ИТ-услуг и внедрение безбумажного документооборота с контролирующими ведомствами, внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части признания, что услуги по хранению и обработке данных, предоставляемые иностранным организациям и физическим лицам, не являются объектом налогообложения НДС, установление одного подтверждающего документа при экспорте ИТ-услуг (счета/инвойса), оформленного экспортером в одностороннем порядке.
Заместитель директора Департамента развития электронного правительства Минцифры Сергей Мартынов рассказал, что, оказывается, банки до буквально недавнего времени при валютном контроле ориентировались на письмо Банка России от 1996 г., которое определяет порядок оформления внешнеторговых контрактов, который, в частности, указывает, что должны быть подписи и печати. "12 сентября ЦБ выпустил письмо об отмене этого письма 1996 г. и также выпустил методические рекомендации. Они имеют практический характер. То есть с 12 сентября 2018 г. нет необходимости предоставлять в уполномоченные банки обязательные ранее документы", - рассказал Сергей Мартынов. Он также добавил, что теперь достаточно будет показать в одностороннем порядке факт оказания услуги нерезидентам.
Сергей Мартынов добавил, что в настоящее время в Госдуме находится проект федерального закона о внесении изменений в ст.15.25 Кодекса об административных правонарушениях. "Там указано, что если в течение 30 дней с даты, указанной в контракте, не произошел возврат валютной выручки, то в этот период к административной ответственности нерезидент не привлекается. Хотим пойти дальше, и стараемся эту тему двигать, и внесли предложение о том, чтобы штраф был не больше 1/150 ставки рефинансирования, а мораторий на административную ответственность был продлен до 180 дней", - уточнил Сергей Мартынов.
"В чем проблема ЦОДов при экспорте услуг? В том, что у вас, у компаний, иностранный клиент вовремя платит. Либо вообще он может не заплатить. То есть воспользовался услугой и не заплатил. В этом случае, по словам руководства таких компаний, они вынуждены доказывать налоговой инспекции, что эти деньги не были получены. В связи с этим - и с Банком России эта позиция согласована - мы будем предлагать, что в случае если контракт на розничный возврат не превышает 200 тыс. руб. по одному контракту, то к административной ответственности ИТ-компании не привлекаются", - пояснил Сергей Мартынов.
София Бокитько