Сэкономить на IT. Спрос на услуги отрасли растет за счет проектов, начатых до кризиса

Резкое падение на российском IT-рынке, которое наблюдалось в прошлом году, в 2010-м прекратилось, и в течение первых двух кварталов в отрасли фиксируется постепенный рост. При этом основные потребители IT‑услуг продолжают экономить. Вместо дорогостоящих коммерческих систем управления предприятием (ERP), которые в последние годы оставались одним из драйверов роста на отечественном рынке, они все чаще выбирают недорогие продукты с быстрым сроком внедрения для решения не комплексных, а точечных задач. Продажи и внедрение ERP по-прежнему занимают значительную долю в доходах IT-компаний, которые сейчас ищут способы, как сделать запуск ERP дешевле для потребителя.

По прогнозам компании «Корус Консалтинг», на российском IT-рынке в 2010—2011 годах будет наблюдаться снижение доли ERP-систем: если в 2009 году на них приходилось примерно 54% в общем объеме реализованных проектов, то в этом и следующем годах доля ERP может составить менее 50%. Аналитики в целом отмечают падение спроса на проекты построения сложных IT-инфраструктур.


Компании, занимающиеся внедрением комплексных продуктов, в свою очередь, указывают на то, что их клиенты стали более ответственно подходить к вопросам вложения средств в ERP-системы. «Не сказал бы, что 2010 год обещает быть провальным, поскольку уменьшение возможностей роста за счет снижения спроса на рынке неизбежно заставляет предприятия искать ресурсы повышения конкурентоспособности внутри себя. Мы, наоборот, ощущаем интерес компаний к технологиям управления бизнес-процессами», — заметил генеральный директор компании «Прауд Бизнес» Константин Комаедов.


Сегодня клиенты не готовы вкладывать в информационные технологии по принципу «данный программный комплекс в целом должен закрыть наши потребности», добавляет он и поясняет, что необходимость экономить меняет отношение к процессам автоматизации и со стороны владельцев и руководителей бизнеса. «Сейчас руководители хотят тщательно понять необходимость автоматизации. Они готовы погружаться в понимание процессов своей компании для того, чтобы обеспечить оптимальную автоматизацию, которая действительно будет соответствовать их бизнесу», — говорит г-н Комаедов.


Международная компания Epicor, работающая на российском IT-рынке, приводит свои данные относительно спроса на системные продукты. Epicor только что опубликовала отчетность за первый квартал 2010 года, свидетельствующую о том, что доход от продажи программного обеспечения вырос на 23% по сравнению с показателями годичной давности, то есть фактически вернулся к докризисному уровню. «Пока непонятно, будет ли и далее расти объем продаж. В первую очередь размораживаются начатые проекты, восстанавливается та деятельность, под которую уже были куплены лицензии на программное обеспечение. Новые продажи возникают вместе с увеличением объемов деятельности компаний. Соответственно, отрасль делового программного обеспечения несколько отстает по фазе от наших клиентов», — уточняет директор по консалтингу Epicor в России и странах СНГ Александр Горбачев.


Epicor отмечает оживление на международном рынке, что выражается в большом количестве корпоративных сделок с участием транснациональных компаний. В России компания не видит спада на ERP-системы и заявляет о росте продаж в этом секторе. Кроме того, по данным Epicor, спросом пользуются различные ITSM-системы, а также CRM и логистические системы. «Однако само развитие рынка в России несколько отстает от европейских процессов, и тем более видна разница с США. Мы ожидаем, что в третьем и четвертом кварталах будет существенный рост. Для продаж программного обеспечения четвертый квартал является наиболее активным. Главный катализатор — рост экономики в целом», — напоминает г-н Горбачев.


Таким образом, на российском IT-рынке на данный момент растет интерес, с одной стороны, к коротким проектам (до шести месяцев), по которым довольно просто рассчитать сроки окупаемости, с другой — компании, которым позволяет бюджет, продолжают внедрение комплексных систем.


Оптимизировать расходы стремятся и те пользователи, которые уже приступают к внедрению ERP-систем. Стоимость таких продуктов, включая расходы на внедрение и обучение персонала, для среднего бизнеса составляет от 45—55 млн руб. и выше. Как правило, компании планируют реализовать проект в сжатые сроки, чтобы быстрее начать процесс возврата инвестиций. ERP-продукты, которые пригодны для оперативного внедрения, в этом смысле имеют явное преимущество.


IT-компании также готовы предложить потребителям свои варианты сокращения расходов при установке ERP-систем. Так, Epicor советует экономить на пользовательских лицензиях. Возможны различные подходы к формированию стоимости внедрения. Один из способов сэкономить — выполнение части задач по внедрению при помощи IT-ресурсов заказчика.


Компании, специализирующиеся на внедрении ERP, замечают, что на российском рынке в таких продуктах чаще всего нуждаются клиенты с развитой филиальной структурой, в штате которых задействовано как минимум 250—300 сотрудников.


Наталья Рыжкова

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: системная интеграция, система управления, Корус Консалтинг, Epicor