Система-112 прошла первое чтение

Де­пута­ты Гос­ду­мы при­няли в пер­вом чте­нии за­коноп­ро­ект об обес­пе­чении вы­зова экс­трен­ных служб по еди­ному но­меру "112". В слу­чае окон­ча­тель­но­го при­нятия за­кон всту­пит в си­лу с 1 ян­ва­ря 2022 г.

Проект федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" подготовлен Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с указанием президента РФ.

Законопроектом вводится определение системе-112. Это совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру 112 и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами.

Законопроектом предусматриваются правовые механизмы, направленные на: снижение размеров ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций; разграничение полномочий в области эксплуатации и развития системы-112 между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в создании и эксплуатации системы-112; предоставление Минцифре России дополнительных полномочий в сфере обеспечения вызова экстренных оперативных служб; финансовое обеспечение расходов, связанных с вызовом экстренных оперативных служб; защиту информации, содержащуюся в системе-112.

Статьей 12 законопроекта вносятся изменения в статью 52 ФЗ "О связи", согласно которым операторы связи обязаны предоставить соответствующую информацию не только операторам системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру, но и диспетчерам экстренных оперативных служб, определенных в настоящей статье.

Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает представленный законопроект: "Проведенный анализ показал недостаточность нормативных правовых актов Российской Федерации в области эксплуатации и развития системы-112, а также недостаточность действующего механизма координации действий органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, что может привести в дальнейшем к невозможности разработки единых каталогов, баз данных и протоколов межведомственного взаимодействия, и как следствие к невозможности интеграции с ведомственными сервисами в автоматическом режиме передачи данных для ускорения реагирования. Представленный проект федерального закона разрешает указанные вопросы. Он установит единые принципы, требования, временные параметры, регламенты создания, функционирования и развития системы-112, регулирование которых в настоящее время осуществляется на основании методических рекомендаций, совместных писем и обращений МЧС России и Минкомсвязи России, поручений Правительства РФ", - сказано в заключении комитета к законопроекту.

"Введение единого телефонного номера "112" позволит скоординировать работу экстренных служб и организовать оказание медицинской помощи гражданам, тушение пожаров и ликвидацию иных чрезвычайных ситуаций гораздо оперативнее, чем это происходит сегодня. То есть появляется возможность снизить размер ущерба и потерь от происшествий и чрезвычайных ситуаций, а главное - выиграть дополнительное время для спасения человеческих жизней", - пояснял председатель профильного комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Перминов отметил, что в 56 субъектах Российской Федерации создание системы "112" завершено, из них в 54 регионах она уже введена в постоянную эксплуатацию, еще в двух - готова к вводу. "При этом количество обработанных вызовов за 2019 г. составило более 60 млн, а за восемь месяцев 2020 г. - более 42 млн, что свидетельствует о востребованности принятия системы "112" населением", - отметил парламентарий.

В заключении, предоставленном комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи на законопроект говорится: "Необходимо отметить, что ни статья 52 Федерального закона "О связи", ни другие нормы данного Федерального закона не содержат положений о диспетчерах экстренных оперативных служб, в связи с чем, данное положение законопроекта требует уточнения. Также законопроектом предлагается новая редакция пункта 2 указанной статьи, предусматривающая возмещение расходов операторов связи на присоединение сетей связи не только экстренных оперативных служб, но и системы-112 к сети связи общего пользования и передачу сообщений этих служб пользователям. Обращаем внимание, что в рамках введения нового правового регулирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации в статье 4 законопроекта приведено сокращенное наименование "система-112". Однако, ФЗ "О связи" не содержит понятия "система-112". В этой связи, заложенная законопроектом неясность определений и не раскрытие их содержаний, в случае принятия законопроекта может привести к конкуренции норм и трудностям в правоприменительной практике. Кроме того, предложенная редакция пункта 2 статьи 52 Федерального закона "О связи" не регулирует процедуру приема сообщений по обеспечению вызова экстренных оперативных служб, что также нуждается в дополнительной коррекции".

Одной из целей принятия законопроекта, согласно пояснительной записке к нему, является закрепление нормы возмездного оказания услуг связи при обеспечении обратного вызова от диспетчеров экстренных оперативных служб и операторского персонала центров обработки вызовов.

Президент ГК "Национальные информационные системы" Павел Чумаков пояснил ComNews, что данный законопроект определяет ответственность по всем уровням ЕДДС (единой диспетчерской службы), органами исполнительной власти, министерства, а также установит единые принципы, требования, временные параметры, регламенты создания, функционирования и развития системы-112, осуществление которых в настоящее время реализуется на основании методических рекомендаций. "Особо стоить отметить закрепление нормы возмездного оказания услуг связи при обеспечении обратного вызова от диспетчеров экстренных оперативных служб и операторского персонала центров обработки вызовов систем-112. Эта норма позволит решить вопрос финансового взаимодействия между оператором связи и оператором системы 112. В целом это очень своевременный закон, отвечающий вызовам настоящего времени", - прокомментировал Павел Чумаков.

Пресс-служба "МегаФона" сообщила, что принципы, заложенные в законопроекте, операторами уже исполняются. "Система-112 принята в эксплуатацию в большинстве субъектов РФ и включает не только обеспечение голосовых вызовов от абонента к оператору Центра обработки вызовов по номеру 112, но и передачу SMS, геокоординат звонящего и его данных. Работа системы регулируется в соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2010 г. N 1632, принятыми поправками в статью 52 закона "О связи", постановлениями правительства, приказами Минкомсвязи, с использованием методических рекомендаций МЧС. Поправки к тексту законопроекта могут быть внесены ко второму чтению. "МегаФон" отслеживает процесс принятия законопроекта", - рассказала пресс-служба "МегаФона".

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, Система-112