За последние три года «Смарт Телеком» приобрел порядка пяти компаний, которых условно можно было отнести ко второму-третьему эшелону петербургских операторов, включая «VMB-Сервис», «Глобал Телефорт» и «Плаза Телеком». Практически все они имели преимущественные права по обслуживанию тех или иных бизнес-центров (БЦ) города, что было особенно важно новому владельцу.
Покупка «Объединенных телесистем» позволит «Смарт Телекому» войти еще более чем в 20 БЦ с традиционными для оператора этого сегмента услугами: телефония, интернет-доступ и передача данных.
Выручка компании «Объединенные телесистемы», по собственным данным, в прошлом году составляла 25 млн руб. Оператор работает более чем с 260 корпоративными клиентами. По информации агентства TelecomDaily, выручка «Смарт Телекома» в 2010 году с учетом доходов «VMB-Сервиса» превысила 620 млн руб., что позволяет компании возглавлять «альтернативный» пул операторов наряду с «ВестКоллом». Такие представители второго эшелона, как «ЛАНК Телеком», «Северен-Телеком», «Элтел» уже сменили собственников. M&A-сделки в 2010—2011 годах стали основной приметой рынка и проходят на разных уровнях: в них участвуют как федеральные, так и локальные игроки.
«Данная сделка укладывается в рамки выбранной стратегии развития компании, которая подразумевает не только развитие инфраструктуры и подключение новых клиентов за счет сил отдела продаж, но и приобретение сторонних активов, позволяющих расширять абонентскую базу, выходить на новые объекты коммерческой недвижимости, — говорит генеральный директор «Смарт Телекома» Андрей Суходольский. — Параллельно «Смарт Телеком» ведет переговоры еще по нескольким перспективным активам, число которых на петербургском рынке тем не менее неуклонно сокращается».
По словам гендиректора ИАА TelecomDaily Дениса Кускова, пока операторы «тройки» скупают наиболее значительные фиксированные активы, компании второго дивизиона не стоят в стороне, приобретая тех игроков, которых могут себе позволить, и также претендуют на расширение бизнеса. «В данном случае «Смарт Телеком» купил небольшую компанию, но для оператора необходимо было получить выход в БЦ, в которых он ранее не присутствовал. Получив к ним доступ, «Смарт Телеком» рассчитывает увеличить там количество абонентов за счет собственных сервисов и активного маркетинга», — отмечает аналитик. По его оценкам, сумма сделки не превысила 30—35 млн руб.
Очевидно, что в течение 2011 года продолжится консолидация и укрупнение рынка и будут совершены еще сделки. Так, например, в марте этого года стало известно о планах непосредственного конкурента «Смарт Телекома» — компании «ВестКолл» — приобрести сети «Вэб Плас» и «Телепорт».
Наталья Рыжкова