Абоненты российских операторов связи — как мобильных, так и проводной телефонии, — получат возможность бесплатно переходить на новый тариф, если пользовались прежним более одного месяца. Такое положение появилось в проекте новых «Правил оказания услуг телефонной связи». Этот документ и проект постановления правительства о его утверждении подготовило Минкомсвязи. Как рассказали «Известиям» представители ведомства, ограничение «более одного месяца», отсутствовавшее в первоначальной редакции правил, было введено, чтобы избежать злоупотреблений со стороны потребителей.
«Плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается, если с момента предыдущего изменения тарифного плана прошло более одного месяца», — гласит пункт 27 текущей версии проекта «Правил оказания услуг телефонной связи». Новые правила заменят сразу два ныне действующих документа — правила оказания услуг подвижной и фиксированной связи. В обоих подобный пункт отсутствует.
— Операторы зачастую требуют с абонентов деньги за переключение на другой тарифный план, что, на наш взгляд, ущемляет права абонентов. Кроме того, оператор вправе менять тарифы, уведомив об этом абонента, — прокомментировали новацию в Минкомсвязи. — В связи с этим нам представляется логичным предоставить абоненту право бесплатно менять тарифы.
В изначальной версии документа не было ограничений на частоту смена тарифов. Судя по документации к проекту, против свободной смены тарифов выступили, в частности, представители сотовых компаний.
— У отдельных недобросовестных абонентов возникает возможность смены тарифного плана перед каждым очередным звонком, что представляет собой очевидное злоупотребление правом и наносит экономический ущерб операторам связи, — отметил представитель одного из мобильных операторов.
— Решение ввести ограничение по бесплатной смене тарифного плана — это ограничение потребительского экстремизма, — подтвердили в министерстве.
Как пояснили в ведомстве, новая норма позволяет операторам установить плату за смену тарифного плана — но не обязывает взимать ее в обязательном порядке. При этом раз в месяц абонент сможет сменить тарифный план бесплатно.
Сегодня у мобильных операторов стоимость смены тарифа нередко составляет около 100–200 рублей, иногда доходит до 500 рублей. В фиксированной телефонии это происходит, как правило, бесплатно.
— Первая смена тарифа для абонента Tele2 бесплатна. При подключении к сети мы даем абоненту возможность бесплатно перейти на любой открытый тарифный план. За последующие смены взимается плата. Эти деньги идут в том числе на покрытие затрат оператора на поддержку системы биллинга, кроме того, плата за переход с одного тарифного плана на другой позволяет операторам минимизировать злоупотребления, — пояснили в пресс-службе Tele2 Россия.
Представители «МегаФона» сообщили, что при смене тарифа возможно увеличение технической нагрузки на оборудование, трудозатрат со стороны оператора. Появление в тексте проекта сдерживающего механизма позволит соблюсти баланс прав абонентов и интересов операторов связи, считают в пресс-службе компании.
— «ВымпелКом» выступал и выступает за то, что переходы не должны быть бесплатными, если происходят чаще одного раза в месяц, — сообщили представители этого оператора.
— Бесплатная смена тарифа позитивно скажется на абонентах. Для сотовых операторов это будет существенно менее выгодно. Я бы порекомендовал производить бесплатную смену тарифа раз в полгода — это было бы более, чем достаточно, — отметил Денис Кусков, гендиректор аналитической компании Telecom Daily. — Что касается фиксированной связи, то здесь абоненты редко меняют тарифы.
Александр Богданов