Такую статистику вчера на пресс-брифинге представил президент "Руссофта" Валентин Макаров. По его словам, сейчас 30% экспорта приходится на продукты и 67% - на услуги. "Продажи услуг по разработке ПО остались на уровне 2008 г. Несколько снизились обороты центров разработки ПО зарубежных корпораций в России", - сообщил президент "Руссофта". Общий объем экспорта международных центров разработки ПО снизился на 20%, с $400 до $320 млн, их доля в общем экспорте уменьшилась до 12%.
"Мы ожидаем, что в ближайшие годы продолжится ускоренный рост экспорта программных продуктов, а экспорт услуг по разработке ПО будет расти чуть медленнее, но при этом все более вмещаясь в нишу высокотехнологичных разработок", - резюмировал Макаров.
По прогнозам ассоциации, в 2010 г. объем экспорта программного обеспечения и услуг вырастет на 20%, до $3,3 млрд, в 2011 г. - на 18%, до $3,9 млрд.
В 2009 г. впервые за время проведения исследований "Руссофта" произошло сокращение инвестиций в международные центры разработки ПО. "Многие крупнейшие в мире корпорации реагировали на уменьшение продаж во время кризиса и сократили персонал по всему миру. Это сокращение коснулось в том числе их российских подразделений R&D. Штат исследователей и разработчиков в ряде случаев уменьшился на 10-20%", - гласит исследование. Впрочем, в 2010-2011 гг. инвестиции иностранных компаний в R&D в России должны существенно увеличиться, заключают авторы исследования.
"Объем российского экспорта ПО составляет лишь десятую часть индийского экспорта, - констатирует директор компании "Телепорт-Сервис" Виталий Крамарь. - Однако наши программисты зачастую решают гораздо более сложные задачи, чем индусы, благодаря сильному российскому математическому образованию. Один из наших российских партнеров, занимающихся аутсорсингом ПО, разработал уникальную математику для мобильных сетей с перемещаемыми объектами, которые связываются при отсутствии базовой станции друг через друга, строя при этом сложные последовательные цепочки соединений, изменяемые динамически в процессе их движения по произвольным траекториям. Индусам это пока не по силам, и возможно, для увеличения объема российского экспорта наш отечественный технологический потенциал достаточно укрепить хорошими маркетинговыми стратегиями по продвижению продуктов и услуг на Западе".
АННА АФАНАСЬЕВА