Конференция этого года состояла из двух секций: «СПО в учебном процессе» и «Разработка свободного ПО». Организаторы выбрали темы, которые волнуют сейчас сообщество свободных разработчиков и пользователей. В целом, конференция показала зрелость уже выстроенной экосистемы СПО.
Выступая на открытии конференции, Алексей Новодворский, советник гендиректора «Базальт СПО» и руководитель программного комитета конференции, отметил, что развитие образовательных проектов на основе СПО является краеугольным требованием для успешного обеспечения технологической независимости страны.
«Основы необходимо закладывать, начиная со сферы образования. Как преподавательский состав, так и студенты должны пользоваться программами, которые свободны от санкций и коммерческой политики зарубежных вендоров. Соблюсти это правило до сих пор не удавалось, отчасти от инертности сферы образования, отчасти от того, что вендоры проприетарного ПО вложили много средств и заложили мощную базу поддержки для своей экосистемы, и переломить эту ситуацию до сей поры не получалось».
После заморозки прав российских пользователей на использование программных продуктов западных вендоров в России возникла непростая ситуация. Когда стали нарастать риски прямого наложения ограничений на доступ к рабочим системам, с этой угрозой столкнулись не только компании, попавшие в санкционный список, но и многие другие организации, в том числе в сфере образования.
Например, на создание в Московском институте электроники и математики НИУ ВШЭ образовательных классов Cisco было потрачено ранее немало средств и времени. За счет того, что они были оснащены проприетарной ОС, классы были закрыты за три дня.
«Происходящие сейчас на российском рынке изменения явно способствуют переходу на российские ОС на ядреLinux», - отметил Алексей Новодворский.
Алексей Новодворский, советник гендиректора «Базальт СПО» и руководитель программного комитета конференции
Яков Шпунт, ComNews, рассказал о том, без чего немыслима работа любого пользователя, - об офисном ПО. Поскольку первая часть конференции была посвящена образованию, то речь шла о конфигурациях офисных программ для применения в образовательных учреждениях.
Наиболее известными среди свободных офисных приложений, как отметил Яков Шпунт, являются сегодня OpenOffice и LibreOffice. Но они далеко не единственные, которые работают с российскими ОС на ядре Linux. Шпунт рассмотрел сильные и слабые стороны офисных приложений, которые опробовал он сам. Это позволило ему точно обозначить границы их применимости для повседневного использования в российской образовательной практике.
По мнению автора доклада, свободные офисные приложения обладают богатым набором функций, включая редактор формул и модуль работы с индексами. Встречаются также поддержка СУБД и достаточно мощный редактор векторной графики. В целом, приложения OpenOffice и LibreOffice были названы как универсальные редакторы, пригодные для основных задач в образовании. Среди других программ упоминались GTK, OnlyOffice/Р7 Офис, Abiword, МойОфис, Softmaker FreeOffice.
Николай Непейвода, ИПС РАН, обратил внимание в своем выступлении на то, что одним из признаков глубокого кризиса, с которым столкнулось высшее инженерное образование в России, стало тотальное списывание. Студенты пользуются решениями задач, курсовыми и дипломными работами, которые были выполнены 10–50 лет назад. Преподаватели также готовят обучающие материалы по материалам предыдущих лет, «легально списывая» их.
Бороться против списывания обычными средствами очень сложно: лазейки находятся всегда. Поэтому Николай Непейвода предлагает использовать проекты, выполнение которых требует использования того или иного пакета программ. Для решения задач, со слов Николая Непейводы, студент будет вынужден выбирать подходящий пакет, соответствующий его уровню подготовки. Ему потребуется выполнить самостоятельно поставленную задачу. Списать проект будет невозможно, потому что история его создания будет «прошита» внутри. Так применение СПО станет частью процесса обучения. Например, серия пакетов для математических вычислений: Maxima и SageMath.
В своем докладе, посвященном позитивным и негативным сценариям вовлечения студентов в разработку проектов с открытым исходным кодом, Евгений Синельников, руководитель обособленного подразделения «Инженерный отдел «Саратовский» компании «Базальт СПО», рассказал о новых возможностях и возникающих препятствиях, с которыми сталкиваются будущие разработчики.
Прежде всего им приходится изыскивать, как развернуть учебную инфраструктуру, включая комплект инструментов для обучения. Приходится приобретать навыки чтения чужого исходного кода, осваивать английский язык.
В настоящее время, отметил спикер, учебные заведения больше используют проприетарное ПО. В то же время переход на свободное ПО обеспечивает отбор наиболее талантливых и творчески мыслящих студентов.
В заключение Евгений Синельников представил набор программных пакетов, которые, по его мнению, должен освоить студент, чтобы в дальнейшем принимать участие в разработках СПО. Он отметил, что этот набор неполный и открыт для всех, кто желает вносить свои предложения.
Евгений Синельников, руководитель обособленного подразделения «Инженерный отдел «Саратовский» компании «Базальт СПО»
А. Леонов и К. Мащенко, НИИСИ РАН, рассказали об опыте интеграции цифровой образовательной среды КуМир на платформе «Мирера». Со слов докладчиков, эта цифровая среда уже получила широкое распространение, она применяется, начиная с дошкольных заведений. Обучение основам алгоритмизации на ее базе уже проводится в более чем 500 детских садах РФ; обучение начинают с 4 лет.
В докладе была сформулирована необходимость дальнейшего развития «школьного алгоритмического языка», который является частью цифровой образовательной среды КуМир. Этот язык, несмотря на его простоту, может применяться в качестве web-приложения на цифровой образовательной платформе (ЦОП) «Мирера».
Редактор-компилятор КуМир помогает эффективней осуществлять отладку программ, предоставляя пошаговое выполнение с визуализацией результатов.
Автор изложил опыт преподавания курсов по информатике и программированию с использованием этого школьного алгоритмического языка, рассмотрел пути дальнейшей интеграции КуМир и ЦОП «Мирера». В планах - поддержка единой системы аутентификации, реализация системы автоматизированной проверки готовых заданий в ЦОП «Мирера» и визуализация графических результатов.
КуМир – это цифровая образовательная среда
Обзор наиболее интересных докладов конференции «СПО: от обучения до разработки» будет продолжен в последующих материалах.