Латвийский телекоммуникационный концерн Lattelekom может служить яркой иллюстрацией процессов и тенденций, происходящих на мировом рынке связи. Еще несколько лет назад у предприятия был четкий имидж "оператора фиксированной телефонной связи".
Однако научно-технический прогресс диктует свои правила игры. Стираются грани между технологиями и теперь по одному кабелю или беспроводному каналу можно передавать любую информацию: голос, видеоизображения, данные. "ИТ и телекоммуникации не являются больше отдельными сферами. Сейчас в мире происходит слияние этих отраслей и инфраструктур", — рассказывает председатель правления Lattelekom Нил Мелнгайлис.
Параллельно меняется и бизнес-среда. Предприятия, нацеленные на рост и процветание, внедряют современные ИТ-решения, которые позволяют увеличить эффективность работы, а значит и прибыль. Расширяются, создавая многочисленные филиалы. И им нужны самые разнообразные сервисы ИТ&Т. Так что голосовая телефония в фиксированной сети постепенно теряет свое "первостепенное" значение, зато объем передачи данных и потребность в ИТ-решениях стремительно возрастают.
Поэтому вполне закономерно, что Lattelekom, так же, как и другие международные телекоммуникационные компании, начал серьезную реструктуризацию своего бизнеса. И постепенно трансформировался в многопрофильный концерн, задача которого — обеспечить клиентам максимально возможный спектр услуг информационных технологий и телекоммуникаций.
Ставка на аутсорсинг
Нил Мелнгайлис прогнозирует, что в ближайшие годы резко возрастет спрос на услуги ИТ-аутсорсинга. Ведь такая модель бизнеса очень эффективна. Предприниматель концентрируется на своей основной деятельности, а все сопутствующие услуги "арендует" у сторонних организаций.
Выгода от передачи на аутсорсинг высокотехнологичных процессов очевидна. Коммерсанту не надо содержать штат ИТ-специалистов, инвестировать огромные средства в оборудование и софт. Цены же на аутсорсинговые услуги доступны. Ведь Lattelekom обслуживает более 500 тыс. клиентов, так что компания может равномерно распределить свои капиталовложения и предлагать сервисы за очень приемлемые суммы.
Перечень услуг постоянно расширяется: недаром Lattelekom создал дочернее предприятие C1, специализирующееся на аутсорсинге бизнес-процессов, и приобрел ИТ-компанию MicroLink. Так что "арендовать" можно все что угодно: от мест в серверных хранилищах до финансовых аппликаций.
Если вы открыли филиалы в других странах и хотите без больших инвестиций создать корпоративную сеть — нет проблем: у Lattelekom имеется инфраструктура Baltiс Network, позволяющая передавать данные по всей Европе. Специалисты спроектируют для вас VPN (виртуальную частную сеть) и будут ее поддерживать. Необходимо сделать интеграцию с вашим бэк-офисом? Пожалуйста. А может, вы планируете использовать ERP/CRM-системы, но не готовы платить кругленькую сумму за лицензию и внедрение? Этот вопрос тоже решается. "Ядро" дорогостоящей системы будет у аутсорсера: он обработает ваши исходные данные и экспортирует обратно результат. Оплатите только конкретную услугу.
Только местным рынком Lattelekom не ограничивается. Предприятие намерено активно оказывать аутсорсинговые услуги не только в Латвии, но и в масштабах всей Северной Европы. Ведь зарубежным компаниям выгодно использовать наши ресурсы, которые существенно дешевле. И одним из крупнейших клиентов оператора уже стал финско-шведский концерн TeliaSonera, который перенес в нашу страну часть своих операций по обработке данных.
Персональный консультант
Еще одно важное направление, которое будет развивать Lattelekom, — это консультационные услуги и предоставление комплексных сервисов. Ведь технологий и решений множество. Самостоятельно сформировать из них "пакет", нужный вашему предприятию, очень непросто.
"Мы предлагаем фирмам возможность приобрести все необходимые для бизнеса услуги информационных технологий и телекоммуникаций у одного поставщика, который берет на себя ответственность за интернет-подключение, компьютерную технику, телефонную связь и полный сервис ИТ&T", — заявила директор отдела бизнес-решений Lattelekom Ивета Пундуре.
Компания прикрепляет к клиенту персонального консультанта, который, исходя из поставленной бизнес-задачи, поможет выбрать коммерсанту оптимальное решение. В том числе разработает и аутсорсинговую стратегию.
Уже сейчас связь в офисе можно организовать буквально с нуля "под ключ". Lattelekom обеспечит поставку любой компьютерной и офисной техники, инсталляцию программного обеспечения. Клиенту подберут подходящее интернет-подключение, установят офисную АТС и т.п. Да еще предоставят услуги системного администратора. Все на блюдечке — садись и работай.
В дальнейшем же ассортимент услуг будет только возрастать: Lattelekom обещает, что появятся новые, уникальные ИТ&Т-решения.
Информация и развлечения
Частных клиентов тоже ожидают сюрпризы.
Как отметил г-н Мелнгайлис, отток клиентов в мобильные сети постепенно прекратился. Люди осознали, что фиксированная линия нужна им не только для разговоров, которые по стационарному телефону обходятся в несколько раз дешевле, чем по сотовому, — но и для подключения высокоскоростного интернета.
И задача Lattelekom — обеспечить клиентам информацию и развлечения. Поэтому компания развивает портал Apollo, который постепенно превратится не только в источник новостей, но и в "электронный кладезь развлечений", где можно скачивать музыку, участвовать в онлайновских игровых турнирах и т.п. Вскоре станет доступно интернет-ТВ со множеством интересных программ, в том числе и популярных российских.
В перспективе пользователей ожидают и интересные "мобильные решения". Как известно, Lattelekom активно развивает сеть беспроводного доступа в интернет — Wi-Fi. И можно организовать связь так, что владелец портативного коммуникатора или смартфона, попав в зону Wi-Fi, сможет пользоваться услугами IP-телефонии и звонить не по тарифам мобильного оператора, а почти что даром.